Городская среда
Автор материала:Дмитрий Московский

Казань рискует попасть в окружение платных дорог

Власти открыто заявляют о планах на платные выезды из города. Первый такой проект – Вознесенский тракт, вызвал волну возмущения. Эксперты полагают, что платные магистрали способны усугубить существующие проблемы.

Казань рискует попасть в окружение платных дорог

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

«Очень тщательно рассчитываем»

Еще не запустили в Казани первую платную дорогу, как уже звучат планы о четырех платных магистралях, которые ведут из центра города за его пределы. Глава Миндортранса Татарстана Фарит Ханифов заявил, что такое вполне возможно. Власти посмотрят, как проявит себя платный участок Вознесенского тракта от проспекта Победы до трассы M-7 (запустить движение по нему хотят до конца года) и решат, браться ли за другие подобные проекты. О подобных планах рассказывал в эксклюзивном интервью «Вечерней Казани» и мэр Ильсур Метшин.

- Вознесенский тракт - первая подобная трасса для нашей столицы, платная вылетная магистраль. Если она покажет себя с положительной стороны, будем браться и за новые подобные проекты. Мы уповаем на то, чтобы в Казани было много дорог, по которым можно будет заезжать и выезжать из столицы в течение 10-15 минут, может, даже и меньше. Максимально будет учитываться баланс между интенсивностью и сбором денег. Для нашей столицы есть четыре критических выезда - по ним, возможно, тоже попробуем пойти по такому же пути. Для того чтобы первый блин не оказался комом, мы очень тщательно рассчитываем, - говорил Ханифов журналистам.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Только вот Вознесенский тракт сделали платным вынужденно, из-за нехватки денег на завершение строительства. Стоимость проезда составит от 176 до 567 рублей в зависимости от категории автомобиля: если высота машины от 2 до 2,6 метра, то проезд обойдется в 265 рублей, от 2,6 метра - 353 рублей, самая высокая цена установлена для большегрузов. Проект пока находится на антикоррупционной экспертизе.

Три четверти нужных средств внесли из федерального и республиканского бюджетов, инвестором выступила «дочка» АО «ТатДорТрансИнвест» (акции принадлежат Минземимуществу Татарстана). Из-за этого заметны огрехи в проектировании - жители близлежащих посёлков не могут проехать перпендикулярно «платке».

Строительство первого, бесплатного, участка Вознесенского тракта закончили год назад, недавно сдали и дорогу-дублёр. В законе закреплено, что участок дороги может быть платным только в том случае, если по тому же маршруту есть бесплатный путь.

Покажет себя с лучшей стороны?

Если строительство платных альтернатив бесплатным пригородным трассам (типа M-12) легко объяснить, то мода на «платки» внутри городов вызывает вопросы. Казалось бы, не обязательно «втыкать» люкс-дублер, чтобы разгрузить трафик. Но в такой дорогостоящий проект войдет инвестор, который дождется окупаемости и ринется собирать «сливки», в то время как у города появится крупный инфраструктурный объект без огромных вложений. По мнению директора компании «Твой автоэксперт» Павла Кузнецова, это бизнес, который в том числе приносит удобство жителям.

- Если верить словам Ханифова, успех платного участка Вознесенского тракта будут оценивать по трём основным показателям: скорость и удобство движения, окупаемость и отношение людей. Но есть нюанс: дорога покажет себя с «лучшей стороны» только при правильно настроенной системе. Если плата окажется слишком высокой, а альтернативные маршруты перегруженными, трафик просто перераспределится, и это не решит проблему. Платные дороги работают только там, где есть хорошие бесплатные альтернативы и развитый общественный транспорт. Наша ситуация: дорогу построили, про альтернативные способы не подумали, общественный транспорт не сделали. Имеем результат - общественное недовольство, - отмечает один из авторов телеграм-канала «Казан Урбанче» Василь Закиев.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

- Большие пробки на выезде на Мамадышке - это следствие бездумного строительства ЖК «Весна» и «Светлая долина» без альтернативных проездов к ним. Большинство машин по Мамадышскому тракту едут именно туда, потому что иначе никак не попасть. А после этого поворота и в часы пик дорога вполне себе свободная. И это простое наблюдение даёт сделать вывод, что платный Вознесенский тракт вряд ли будет заметно востребован для выезда из города. Вся затея выглядит экспериментальной схемой по привлечению федеральных бюджетов. Достаточно пригласить номинального частного соучредителя, а дальше госбюджет покроет основную часть затрат. А если не выгорит бизнес-план, бюджет и это компенсирует. Но хоть дорога останется, - считает редактор телеграм-канала «Казанец» Денис Семенов.

«С загруженностью можно бороться по-разному»

Многие эксперты подчеркивают, что в платной альтернативе нет ничего плохого. Добраться до центра и обратно за 10-15 минут смогут те, у кого есть чем платить. Только для разгрузки дорожной сети совсем не обязательно строить на всех въездах платные дороги.

- В Казани очень активно застраиваются пригороды, в ближайшем будущем это будет продолжаться. Судя по тому, как именно строят дороги, предполагается, что жители пригорода будут перемещаться внутрь города именно на личном транспорте. При этом никто не понимает, куда все эти машины приедут, где авто припаркуют. Но чем больше будет дорог, тем больше будет желающих по ним поехать. Многих от переезда в пригород останавливает тот факт, что туда сложно добраться. С загруженностью можно бороться по-разному, в том числе расширением бесконечным. При этом никто не думает об альтернативе легковому транспорту. Например, не используется потенциал пригородных электричек (те же Дербышки, Юдино, Высокая Гора). Иногда вместо того, чтобы строить новые дороги, можно усовершенствовать существующую инфраструктуру, - полагает урбанист Дмитрий Сагдеев. По его словам, претензии к первому платному участку Вознесенского тракта обусловлены некачественным проектированием.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Дмитрий Золотов считает, что вместо платных дорог для разгрузки сети нужно вынести за пределы города все промбазы.

- Платные дороги не должны быть в черте города. По ним будут ездить только те, кто может позволить себе платить. Это не является альтернативой, вынуждают пользоваться платной дорогой. Некий шантаж, когда у вас нет другого выхода, потому что вы не хотите стоять 2-3 часа в пробке. И за счет этого будет наполняться не бюджет, а карман коммерсанта. Какой смысл для города в этом? На платной дороге никто не будет строить новую инфраструктуру, бизнес там выстраиваться не будет. Она будет транзитной дорогой. Все выезды из города нужно расширять, делать более доступными, но без коммерции. Платная дорога будет занимать место, и вместо можно либо построить какой-нибудь бизнес-центр или жилье, социальные объекты.

Платные магистрали - для коммерческого транспорта и отпускников

Опрошенные нами водители авто в Казани не поехали бы по платным вылетным магистралям, даже если бы это сильно экономило время в пути.

- В Казани платные дороги неуместны. За столь короткий промежуток дороги платить - это глупость, - считает водитель Артур.

- Поставят аппараты для оплаты, будут пробки до подъезда к ним. Скорее всего, плохая идея за государственные дороги гражданам платить, - говорит водитель Никита.

- По Вознесенскому тракту - может быть, за 100 рублей, и то не уверен. Из Казани выезжать лучше по бесплатной дороге. Я лишние полчаса постою в пробке, встану пораньше. Платные - это для грузовиков и машин начальников. Будут же альтернативы. Я клиентов буду спрашивать, хотят ли они платить за проезд по «платке», - комментирует водитель Талгат, занимающийся коммерческими перевозками людей.

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в разговоре с «Вечерней Казанью» отметил, что при грамотно выстроенной коммерческой модели дорогу можно «превратить» в бесплатную, в России такие примеры есть. Например, мост через Лену в Якутии, где сейчас свободно проезжают легковушки.