Казань основательно займётся объектами культурного наследия к саммиту БРИКС
Большинство из них стояли неотреставрированными на протяжении многих лет. Однако перед международным событием городу нужно привести их в порядок и запастись гостиницами.

В Казани насчитывается более 500 объектов культурного наследия, в большей степени расположенных в Вахитовском районе. Эти здания являются домами купцов, музыкантов, писателей и поэтов и потому представляют особую историческую ценность для города. Многие из них реконструированы под музеи, отели и торговые точки. Другие же чаще походят на развалины, которые придают оттенок маргинальности татарской столице. Ранее председатель Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин сообщал, что в 2023 году в республике реставрировали более 30 зданий. На работы было выделено четыре миллиарда рублей из бюджета.
В этом году только в Вахитовском районе под реставрацию попали 32 объекта культурного наследия, сообщил глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов. Заняться зданиям решили в связи с проведением в Казани в этом году двух масштабных событий, на которые съедутся участники и туристы из 100 стран мира. Столицу Татарстана нужно показать с хорошей стороны, поэтому оставлять в качестве украшений развалины не стали. К примеру, в этом году к саммиту отреставрируют дом, построенный 122 года назад архитектором Рашидом Муртазиным (Пушкина, 58), здание, где проживал певец и режиссёр Ниаз Даутов (Театральная, 5), дом композитора Габяши Султана (Лобачевского, 12/32) и дом профессора Мухаметхана Фазлуллина (Большая Красная, 59). В них находятся магазины цветов, свадебный салон и республиканский совет региональной общественной организации ветеранов. В доме Колодкиной, который расположен на улице Большой Красной, появится пятизвездочный бутик-отель, которым будет владеть небезызвестная Лейла Шаймиева, а в доме Маркина — одноименный отель. Не в честь саммита, но в этом году наконец начали реставрировать здания бывшего пивоваренного завода Петцольда (сроки реализации 2024 — 2027 год) и завода Крестовниковых (сроки реализации 2024 — конец 2025 года), рассказал глава префектуры «Старый город» Айрат Фаизов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Ещё одна причина, по которой на объекты культурного наследия обратили внимание, — возникла проблема в виде нехватки номерного фонда. В пиковые даты загруженность отелей могла достигать 95 процентов. Почти половина выбирают именно гостиницы в качестве проживания. Учитывая приезд более пяти тысяч гостей летом этого года на Игры БРИКС и повышенный в этот период времени турпоток, номеров на всех не хватит. В связи с этим город основательно взялся за здания, которые находятся в полуразрушенном состоянии, чтобы привести их в порядок к мероприятиям и использовать в качестве гостиниц и отелей.
С вопросом, в скольких зданиях и где конкретно появятся отели в этом году, мы обратились в ОКН. На момент публикации нам рассказали, что на количество реконструируемых зданий влияют обстоятельства, финансирование и прочее.
— Данная цифра будет известна только к концу года. Сейчас можно говорить о планах. Как правило, цифра в год составляет 30 объектов в зависимости от того, что именно мы называем реставрацией, — отметили в комитете.
Дом печати (улица Баумана, 19)
К саммиту БРИКС планируют отремонтировать Дом печати, в котором сейчас располагается отель. По всей видимости, здание решили привести в надлежащий вид и обновить номерной фонд по требованиям БРИКС. Там могут разместить одну из делегаций саммита.
Здание было построено в 1935 году советским архитектором и инженером Семёном Пэном, перед которым стояла задача создать единый комплекс редакций газет, типографий, издательств и книжный магазин. Именно поэтому здание имеет вид раскрытой книги: закругленный пилон посередине — корешок. В военные годы во время съезда писателей его посещали Кави Наджми, Самуил Маршак, Алексей Толстой, Муса Джалиль и другие.
В последний раз его реконструировали после 2009 года, то есть здание простояло более 70 лет без ремонта. Перед Универсиадой необходимо было улучшить общий вид Дома печати, поэтому фасад со стороны улицы Баумана заменили. После реставрации в стенах объекта культурного наследия появился отель «Ногай». Так он и стоит нетронутым до сих пор, зато в руках отельеров, которые будут заботиться о внешнем виде здания и не забросят его на несколько десятилетий.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
В комитет по охране культурного наследия поступили на согласование проектные решения. В здании демонтируют поздние перегородки, покроют полы, переоборудуют инженерные системы, воссоздадут дверные проемы и перегородки. В нём появятся номера повышенного класса, двухкомнатные люксы, конференц-залы и своя библиотека.
К слову, работы по реставрации уже стартовали. На сайте отеля гостей предупреждают о возможном шуме и просят прощения. Заселение и вход организовали со стороны пешеходной улицы Баумана.
Дом купца Мусина (улица Нариманова, 56)
Особняк находится на территории Старо-Татарской слободы. Он был построен в 1906 году неизвестным архитектором и прославился своим владельцем — купцом второй гильдии Мухамедом Садыком Гайсичи Мусиным. Двухэтажный дом построен в стиле эклектики. Его хозяин заработал состояние на торговле мануфактурой и основал торговый дом «Мусин и Ко». Мужчина считался самым богатым предпринимателем в городе и активно занимался благотворительностью.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
После революции дом превратили в коммуналку. В 2020 году дом выкупил собственник казанской строительной компании ПСК «Авалон», который провёл в здании ремонтные работы: были установлены окна, заменена крыша, очищен фасад, создана изоляция и так далее. Однако в прошлом году здание выставили на продажу за 82 миллиона рублей. Кто его приобрел — неизвестно до сих пор.
— В 2023 году капитально отремонтировали фасад и кровлю дома купца Мусина по улице Нариманова, 56, что подготовило данное здание под функции гостиницы, – рассказал Фаизов.
Дом Щетинкина (улица Баумана, 32, 34)
Избавить пешеходную улицу Баумана от развалин решили основательно. Наконец с главного туристического места столицы Татарстана уберут разрушенный дом Щетинкина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Работы стартовали ещё в конце октября 2023 года, но завершатся только к 2025 году. К саммиту БРИКС исправить это недоразумение явно не успеют, но хотя бы начнут работу, чтобы туристы видели не руины, а строящееся здание. К слову, реставрация не могла начаться на протяжении долгих лет из-за проблем собственников дома. Сейчас им является ООО «Умка», чей баланс на конец 2022 года составлял 115 миллионов рублей, а чистая прибыль — 35,6 миллиона рублей. Компания занимается торговлей мороженым, пищевыми продуктами, включая рыбу, напитки и прочее. Здание было выставлено на торги решением Арбитражного суда два года назад, поскольку собственник так и не провёл комплекс проектных, изыскательских и реставрационных работ, а значит, не выполнил своей задачи по сохранению объекта культурного наследия. Всё потому, что у компании не было нужных средств. У «Умки» дела, по всей видимости, обстоят куда лучше.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Первый собственник здания — купец первой гильдии Павел Щетинкин, который был владельцем гостиницы «Казань» неподалёку. Дом был построен примерно в 1844 году архитектором Фома Петонди.
Теперь новое здание должно стать гостиницей. Сейчас начались противоаварийные работы, после начнётся обустройство номеров. Проектировщиком выступило ООО «Аркеш», генподрядчиком — ООО «Первое строительное управление». К слову, именно этот подрядчик занимался реставрацией Дома печати в 2012 году. Также они построили ЖК бизнес-класса «Театральный». Чистая прибыль компании на конец 2022 года составляет почти три миллиона рублей. Директором числится Рамиль Минниханов.
Гостиница Дворянского собрания (улица Рахматуллина)
Серьезная работа ведется по реконструкции бывшей гостиницы Дворянского собрания, которая украшает улицу Рахматуллина напротив любимой молодёжью Профсоюзной. Долгие годы с одной стороны располагается множество ресторанов и кафе, с другой — развалины.
Гостиница Дворянского собрания была построена в ХVIII веке купцом Дрябловым. Там разместилось Дворянское собрание, в правом крыле появилась гостиница. Именно в ней останавливался в 1833 году Александр Пушкин, который в то время собирал данные о Пугачеве. Там же он встретился со своим другом Евгением Боратынским, чья усадьба в Казани была отдана под музей.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
После гостиница превратилась в обычный дом, откуда в 2006 году расселили последних жителей. Через какое-то время здание досталось компании «Ак Барс Девелопмент», которая с 2016 года не может реконструировать объект. Всё из-за того, что комплекс огромный, средств на его реконструкцию не хватает. К слову, чистая прибыль компании на конец 2022 года составила 343 миллиона рублей. Однако, по данным ФНС, представленным в «Контур.Фокусе», кредиторская задолженность выросла на 51 процент в период с 2020 по 2022 год. Краткосрочные заёмные обязательства превысили выручку (1 миллиард > 784,1 миллиона рублей).
Летом этого года работы всё же стартовали, но продвигаются они очень медленно. С внешней стороны даже и не скажешь, что на территории комплекса что-то было сделано. Вполне возможно, что в доме может появиться гостиница. Всё-таки такой статус у здания уже был. Однако, скорее всего, не в этом году.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Тема нехватки кадров штормит почти все силовые ведомства страны. Основной причиной возникшей ситуации называют зарплаты. Но не все сотрудники служат за скромное довольствие. Есть вполне зажиточные, даже миллионеры.
Незадолго до трагедии поступала жалоба на стаю из 18 особей, покусавших женщину. Специалисты на месте отловили всего двух, а представитель исполкома не смог суду пояснить, почему работу посчитали выполненной.
Столица Татарстана упала в рейтинге качества жизни - из-за того, что в городе все дорожает.
2025 год в ретейле ознаменовался системной перестройкой: период взрывного роста спроса сменился стагнацией и снижением продаж. В 2026 году спрос продолжит снижаться, предсказывают эксперты, однако это не спасет от удорожания продуктов.
Хотя закон провозглашает равенство прав родителей, на практике отцы часто сталкиваются с несправедливым отношением. Дети чаще всего остаются с матерью, которая из-за собственных обид или страхов ограничивает общение детей с отцом.








