Городская среда
7 февраля 2024 07:00
Автор материала:Гузель Касимова

Финансовую петлю Вознесенского тракта повесили на шею казанцев

Первая в истории города платная дорога появится в 2024 году. Власти ссылаются на нехватку денег, а жителей, как обычно, не спросили.

Финансовую петлю Вознесенского тракта повесили на шею казанцев

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Завершить строительство Вознесенского тракта 100-процентно нужно в текущем году — такое указание на итоговой коллегии Минтранса Татарстана дал раис республики Рустам Минниханов. А после объявил, что вторая часть дороги будет платной, чем омрачил радость от грядущего открытия долгожданного дублера Мамадышского тракта. Напомним, второй отрезок Вознесенской магистрали, протяженностью восемь километров, пойдет от проспекта Победы до трассы М-7. И пока казанцы переживают смешанные чувства от услышанного, эксперты считают, что для начала важно понять, какие схемы оплаты предложат для жителей.

Понять и простить?

Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов напомнил, что для завершения строительства второго участка не хватает 20 миллиардов рублей (общая стоимость — 27 миллиардов). Пока на стройку выделили только семь, откуда взять остальные деньги — непонятно. Дорогу планируют достроить в рамках государственно-частного партнерства, возможными партнерами называют Газпромбанк и ГК «Дом.РФ». Идея сделать проезд платным принадлежит Минтрансу Татарстана, который на наш запрос комментарий не дал. Хотя обещания были.

— Магистраль предусматривалась планами развития Казани с середины 60-х годов. Вылетные магистрали необходимы городу, это вопрос снабжения, качества жизни горожан, вопрос привлечения туристов и множество сопутствующих моментов. Все понимают, что трафик по М-7 большой, трафик между двумя ключевыми городами Татарстана — Казанью и Челнами, значительный, пробки на выезде в ту сторону по существующим магистралям данность. Новый выезд в любом случае так или иначе на время успокоит ситуацию. Другое дело, что часть проблем выезда на М-7 в направлении Челнов создана застройщиками грандиозных жилых массивов, возведенных в районе Самосырово без адекватных развязок, — говорит руководитель исследовательского агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Сейчас главный вопрос – будут ли платить за дорогу казанцы или бремя оплаты понесут транзитные машины, и какая модель пользования дорогой будет предложена жителям жилых массивов, расположенных вдоль новой дороги.

— Насколько было объявлено — дорогу достраивает частный инвестор, тогда получается, не жители оплачивают ее. И лучше иметь платную дополнительную дорогу, чем никакую. А вот если образуется схема, при которой горожане будут платить за дорогу дважды – один раз за ее постройку в виде налогов, другой раз за проезд по ней — справедливого в этом вижу мало. Горожане все же не клиенты города, а те, кто создает экономический рост и развитие его, и должно быть все для них, горожан, а не они для бюрократических абстракций, — говорит эксперт.

Основной вопрос: будут ли платить казанцы

Более-менее известными платными дорогами в России являются Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге и Московский скоростной диаметр (МСД) в Москве. Обе дороги являются выездными магистралями со сложной системой оплаты.

— Пока до конца не ясно, кто и за что будет платить. К примеру, проезд в Москве по 68 километрам существующего МСД обходится автомобилистам в 950 рублей, и то только транзитным. Жители Москвы пользуются дорогой бесплатно. У нас в Казани от развязки на проспекте Победы до М-7 восемь километров. Простейший расчет показывает, что стоимость за это расстояние может составлять 100—150 рублей. Это все из головы и умозрительно, но такой расклад не вызывает дрожи в коленках. Стоимость 2-3 литров дизельного топлива за сэкономленный час жизни, вероятно, для значительного числа горожан будут приемлемыми. Кроме того, они «своими телами» разгрузят существующий выезд, и система обретет баланс, примерно как до снегопадов это начало происходить между трасами М-7 и М-12, — говорит Глухов.

Автор фото: пресс-служба исполкома Казани

Когда нет альтернативы — это незаконно

Урбанист Дмитрий Сагдеев считает, что в Казани, в отличие от Москвы и Петербурга, есть одно существенное «но». С одной стороны, да, может казаться, что это хорошо, ведь в Москве и Питере они действительно разгрузили многие улицы, однако в тех городах есть альтернатива поездкам в город на автомобиле — развитая сеть пригородных электричек и автобусов, подвозящих к ним и к метро. В Казани этого не наблюдается. По тому же Мамадышскому тракту единственный часто ходящий пригородный автобус — это микромаршрутка 123, которая набивается по утрам и вечерам «в мясо». То есть, взять и пересесть на общественный транспорт у людей возможности почти нет.

— Я не знаю, считает ли кто вообще, а какие люди и сколько постоянно по утрам въезжают в город, а вечером выезжают обратно. Понятное дело, что заплатить 300 или сколько там рублей за разовую поездку по скоростной трассе без пробок в Челны, Уфу или Екатеринбург — это нормально и не накладно. На еду в дороге больше потратишь. А вот если тратить каждый день, то набегает копеечка. Поэтому получается, что либо плати, либо стой в пробке. Уверен, что большинство будет выбирать второе. Потому считаю, что это необдуманное решение, лишь бы было как в Москве, — говорит Сагдеев.

Ранее министр транспорта Фарит Ханифов неоднократно упоминал, что каждый день в город из пригорода приезжает на работу большое количество жителей. И пока в собянинской столице активно борются с маятниковой миграцией, татарстанские чиновники предпочли на проблему закрыть глаза.

Много ли среди таких мигрантов тех, кто готов тратить деньги каждый день? Вспоминая опыт введения платных парковок, когда до появления блокираторов люди избегали оплаты за стоянку, понимаешь, что это не от больших финансовых возможностей.

— Для начала важно понять, для кого дорога будет платной? Если только для тех, кто пересекает границу Казани — это одно, если платным даже для внутригородских перемещений — другое. Если второе, то тракт фактически разрежет пополам посёлок Вознесенское, так как сквозного проезда по улицам Иман — Нардуган, насколько я понимаю, оставлять не планируется. И въехать в северную часть поселка бесплатно можно будет только через Самосырово, что ещё больше нагрузит Мамадышский тракт и улицу Аббасова, которая и так наглухо стоит каждое утро, — говорит эксперт. — Нельзя делать платными безальтернативные дороги.

Урбанист Вероника Ямилова считает, что многое зависит от застройки по краям трассы. И если новую дорогу также застроят, как Мамадышский тракт, то вместо разгрузки мы получим аналогичную картину.

— Не ясна ценовая политика для жителей такой застройки, мне кажется, они значительно увеличат нагрузку на трассу. Я готова была бы платить, чтобы не стоять в пробке на Мамадышском тракте, но с новыми жилыми комплексами может получиться, что окажусь в пробке на подъезде к проспекту Победы. Если края дороги опять начнут застраивать, то толку нет.

Автор фото: пресс-служба исполкома Казани

Чем больше дорог — тем больше автомобилей


Как показывает практика, если ездить за рулем становится неудобно, наиболее незаинтересованная часть населения перестает это делать, пересаживаясь на общественный транспорт. Как только ездить становится легко и просто, в семьях появляются второй и третий автомобили. Именно с этим связана относительно низкая эффективность строительства новых развязок как отдельной самостоятельной меры — ведь уже через несколько месяцев система восполняет недостаток автомобилистов и все приходит к статусу-кво.

— Перевод Вознесенского тракта на платную основу базируется на стратегическом развитии города. Главный посыл — чтоб большинство автолюбителей пересели на общественный транспорт, — говорит экономист Ирек Галямов. — И если власти готовы на это идти, то они должны обеспечить общественным транспортом основные локации по этой дороге, чтоб люди могли добраться без автомобиля. Нехватка бюджетных средств однозначно точно существует, ведь помимо этого тракта есть еще множество вещей, которые надо решать. Деньги уходят и на строительство бесплатных дорог, и на реконструкцию, ремонт, содержание уже имеющихся. Если участок сделают платным, то транспортная нагрузка на нем будет, но несильно большая, так как часть автомобилистов будет выбирать другой путь. Считаю, все это во благо делается — говорю как экономист, а как житель, конечно, не очень удобно, хочется спокойно везде ездить. Но разгрузка трассы нужна, мы все помним эти пробки. По идее, собранные деньги направят на ремонт какой-то другой дороги.

Напомним, что первый участок тракта длиной 3,8 километра от улицы Гвардейской до проспекта Победы открыли в октябре 2023 года, тогда же Рустам Минниханов упомянул, что магистраль стала сложнейшим для строительства объектом и обошлась в 13 миллиардов рублей (республике пришлось взять федеральный бюджетный кредит сроком на 15 лет). Сразу после открытия на нем появилась проблема — фуры не вписывались в поворот, образовывались огромные пробки. Пришлось решать проблему дополнительным расширением проезжей части и разворотной петлей, правда, до конца урегулировать вопрос у властей так и не вышло.

Автор фото: пресс-служба исполкома Казани

— Открытая часть дороги удобная, я сам по ней часто езжу. Пока на ней нет большого потока машин, выглядит пустой. Да, широкая, удобная, но ее слабые места — это съезды и развороты, они остались узкими и все так же собирают заторы и пробки, — говорит автомобилист Рустем. — И на той же петле также возникают пробки.

— Почему меня, как жителя Казани, который работает, платит налоги, соблюдает закон, должно волновать то, что у Минтранса нет денег? Сначала из всех телевизоров кричали, какие они классные и строят крутую дорогу, а теперь что? В лужу сели? Если министр не может решить вопрос в пользу жителей, зачем нам такой министр? — поделился своим мнением водитель Ильгиз.

Другие автомобилисты отвечали примерно так: «считаю, что для собственного населения никаких платных дорог быть не может», «в других странах такая практика есть, если есть выбор, то можно и заплатить», «платные дороги для жителей недопустимы, значит ,нужно менять подход, находить деньги, меняя приоритеты в финансировании проектов».

Эксперты считают, что без возмущения на первых порах не обойтись, и дорогу поначалу использовать буду мало, но после наиболее состоятельные, а вслед за ними и другие участники дорожного движения, обнаружив выгоду во времени, скорей всего смирятся. И если трафик будет недостаточным, то ценник может и опускаться. Главное, чтобы не облажались как с первым участком Вознесенского тракта.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей