26 июля 2024 07:00

Автор материала: Рамиль Акберов

90 миллионов на ветер? Стройка казанского перехода закончилась «уголовкой»

Силовики выявили крупное мошенничество при строительство подземного «долгостроя» на Мавлютова. Сам объект вообще возник задним числом, а урбанисты считают, что подземка в этой части и не нужна горожанам.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Десятки миллионов разыграли на «мутных» тендерах

Уголовным делом закончилась проверка прокуратуры строительства пешеходного перехода на улице Мавлютова, длившегося почти три года. По мнению надзорного ведомства, заказчик принял работы, которые фактически не были выполнены. В отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере. 

Власти города объявили о планах строительства подземного перехода ещё в 2021 году. Причиной такого решения стало беспокойство за жителей. Подземный переход должен был позволить безопасно и удобно добираться до станции метро «Горки», больницы №18, международной школы и футбольного манежа «Максат», построенного в 2020 году.

Строительство подземного перехода с самого начала сопровождалось скандалами. Летом 2021 года ГКУ «Глававтодортранс» разместил на сайте госзакупок тендер на строительство данного объекта. Однако позже сотрудники Федеральной антимонопольной службы выяснили, что на территории уже вовсю кипели работы, хотя тендер еще не был проведен. Судя по всему, конкурс хотели провести задним числом. В итоге по требованию антимонопольщиков тендер отменили. 

Автор фото: kzn.ru

Но через месяц заказчик работ, «Глававтодортранс», снова объявил тендер на постройку подземного перехода на улице Мавлютова. На конкурс заявилась лишь компания «Мосты РТ», которая в итоге и стала победителем, получив контракт на 90 миллионов рублей. За эти деньги исполнитель должен был построить подземный переход, входную группу и лестничные сходы. Примечательно, что и по второму тендеру ФАС провела проверку и выявила те же нарушения — несмотря на то, что конкурс еще не был завершен, на территории уже шли работы. Похоже, процесс закупок был лишь формальностью. При этом во второй раз антимонопольщики, выявив нарушение, отменять результаты тендера уже не стали.

Деньги освоили, а переход не построили

К идее построить на Мавлютова подземный переход урбанистическое сообщество изначально отнеслось неоднозначно. Так, авторы телеграм-канала «Казань Урбанчы» еще в 2021 году называли сооружение «чьей-то бессмысленной хотелкой». Высказывались мнения, что пешеходный поток в этом месте невелик, поэтому хватило бы обычного наземного перехода со светофором. 

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

В довершение всего, подземный переход превратился в «долгострой». По госконтракту объект должны были сдать к сентябрю 2022 года. Но с этого времени минуло почти два года, а переход до сих пор не открыт и своим видом улицу явно не красит. Бетонные навесы не имеют внутренней отделки, ограждающие практически заброшенный переход заборы периодически покрываются граффити. На днях территорию перехода еще и затопило — сооружение уже успели в соцсетях сравнить с бассейном. 

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

И еще одна странная деталь. Судя по сайту госзакупок, по контракту на постройку подземного перехода все работы выполнены. Заказчик подписал акты приемки-передачи и оплатил работы — последний транш по договору «Мостам РТ» поступил еще в 2023 году. 

«Все мероприятия приостановили из-за вопросов с финансированием. Надеемся, что ситуация разрешится в скором времени и работы продолжат», — сообщала мэрия Казани в 2023 году в ответ на жалобы горожан в соцсетях на недостроенный переход.

Но власти не теряют надежды достроить обещанный еще к 2022 году переход. В мае состоялся тендер на проектно-изыскательские работы перехода на Мавлютова — причем в описании закупки указана пометка «корректировка». Похоже, будут исправлять прошлые ошибки. Конкурс выиграла казанская компания «Инвест», за исправление проекта организация получит 1,25 миллиона рублей. Денежные потоки на строительство перехода не иссякают.

Дорогой и проблемный проблемный переход построили зря?


Блогер-урбанист Дмитрий Сагдеев полагает, что проблемы перехода не только в его незавершенности, но и в нецелесообразности его строительства на этом месте. Трафик движения на улице Мавлютова крайне небольшой, и этот участок находится между двумя другими перекрестками, которые регулируются светофорами.

- Надеюсь, что прокуратура обратит внимание не только на приемку работ без их фактического завершения, но и на целесообразность расходования денег на строительство перехода в месте, где он не был нужен, — говорит эксперт в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани».

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Сагдеев также указывает на то, что проект перехода был максимально затратным. Например, все конструкции сделаны из железобетона, также предусмотрен лифт, хотя обычно в таких случаях потребности маломобильных граждан можно было бы удовлетворить установкой пандусов. К тому же, в городе и так существует проблема обслуживания лифтов в надземных переходах — они часто не работают.

В связи с этим собеседник издания предполагает: а не было ли строительство перехода именно в этом месте пролоббировано влиятельными родителями детей, обучающихся в международной школе?

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Получить комментарии от компетентных ведомств и организаций по данной ситуации не удалось. Издание направило запросы в «Глававтодортранс» и республиканский Минтранс, но не получило ответа. В мэрии Казани посоветовали обратиться в Минстрой Татарстана, где сообщили, что строительство дорог и переходов не входит в их компетенцию. В «Мостах РТ» также не предоставили комментарий, сославшись на плохую связь.

Комментарии
Ленин26 июля 2024 16:35
"Верхи не могут..."
0
Горожанин26 июля 2024 14:56
Знаю одного деятеля из Минтранса, который умеет показать не сделанное сделанным. Он один раз показывал в отчетах вместо погонных метров тонны выкопанного грунта, которвз никак невозможно было взвешивать. Нашел хороший способ скрыть не выполненную реконструкцию. Тогда сумма была в разы больше 90 миллионов. Здесь наверно ₽ года подряд тоже отчитывались фиктивными цифрами, а не реально выполненной работой. Не понятно, как может быть "неустановленные лица". Достаточно же вынуть отчеты о выполненных работах и внизу посмотреть кто подписал.
0
я26 июля 2024 20:42
"Неустановленные лица"....Это просто ржач. Установить никак, да?... Слишком "высокие люди" замешаны? Раскроешь их - "снег башка упадет - совсем мертвый будешь"?...
0
Аноним26 июля 2024 14:09
Сейчас любой отрастит волосы ниже плеч. Заведёт телеграмм канал, в котором начнёт писать что автомобилей быть не должно. Что надо зарыть подземные переходы пустить везде троллейбусы и во ты уже урбанист. И да призывать всех на велосипедах ездить. И дороги сузить. Вот точно урбанист. И да призывать не выезжать на природу. Гулять пл набережной. И бречеь старые сараи и ты уже активист и урбанист в одном лице. Может не надо болтунов слушать? Мали какие тараканы в их тупых головках бегают? Переход нужен. Подземный. Если есть нарушения обратитесь в прокуратуру. А так...может есть а может нет?
2
Аноним26 июля 2024 14:10
Димку описали. Местного.
1
Васька26 июля 2024 12:39
Классическое "контроль и качество". Ничего не изменилось. Пофигизм всегда помогает мошенничеству.
0
Аноним26 июля 2024 13:19
Чей пофигизм? И какому мошеннику?
0
Аноним26 июля 2024 10:58
Переход нужен. Урбанистов не надо слушать. Они не специалисты вообще. Ну воруют иногда у нас. Это повод пр чина для расследования. А не для высказываний неких самозванных якобы специалистов. Переход нужен. Урбанисты не нужны. Вообще.
0
Гость12326 июля 2024 16:54
Хочу обоснования причины для чего нужен переход? Пенсионерам по ровной поверхности ходить проще, чем спускаться-подниматься по лестницам. Это если про 18 больницу. До метро что через переход, что через перекресток - крюк небольшой.А через дорогу бегать будут, даже при наличии подземного перехода.
1
Аноним28 июля 2024 13:35
Подземный переход нужен для безопасности людей. Чем больше переходов тем лучше. Наземных по зебра переходов вообще не должно быть. А по лесенке подумать не сложно доя99% людей для 1%лифты есть. Вы наверное самозаанный урбанист? Против горожан? Для удобства начальников стараетесь?
0
Гость12330 июля 2024 04:00
Покадите мне хоть 1 подземный пешеходный переход с реально работающим лифтом? А люди, как бегали через дорогу так и будут - это я вам, как водитель с 15 летним стажем говорю. И при чем бегают даже по трассе, перепрыгивать через отбойники
0
Казанец26 июля 2024 09:15
За это чудо 90 лямов? Мне кажется или и за 50 млн можно лучше сделать???
1
Люся17 августа 2024 19:02
Я живу на Мавлютова. И этот памятник бюджетным деньгам горько наблюдать каждый день. В нем нет и не было необходимости. Ливневок нет, даже если его достроят, его будет затапливать.
0
Оставить комментарий