24 октября 17:46

Автор материала: Алина Камалютдинова

Wi-Fi, «карманы» и телефонные зарядки: как изменит остановки Казани новый ГОСТ

В России разрабатывают новый стандарт для автобусных и троллейбусных остановок, который уже успели раскритиковать. А в столице Татарстана на воплощение новых правил в жизнь может потребоваться до миллиарда рублей.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Требования к обустройству остановок хотят ужесточить

По заказу Росавтодора специалисты российского дорожного научно-исследовательского института разработали новый ГОСТ для автобусных и троллейбусных остановок. По словам руководителя транспортного направления архитектурного бюро DOMO Spacerunners Александра Шувалова, впервые нормативный документ был введен в 2003 году. Однако имеющиеся нормы уже устарели - старый ГОСТ не учитывает современные требования как к техническим параметрам остановочного пункта, в том числе заездных «карманов» и посадочных площадок, так и комфорту, доступности и цифровой инфраструктуре. Сегодня остановка - это уже не просто навес, а элемент городской среды и транспортной экосистемы, отметил спикер. Это отражается и на запросах горожан: на портале «Народный контроль» казанцы часто жалуются на состояние остановок.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Согласно новому ГОСТу базовые остановки будут обслуживать менее 100 пассажиров в день, улучшенные - до 500, а расширенные - более 500 в сутки. Последние должны быть оборудованы зарядками для телефонов, а также иметь точки доступа Wi-Fi. Обязательно наличие электронных табло с временем прибытия транспорта. Также все остановки должны иметь «карманы» для заезда общественного транспорта. В документе прописаны условия установки «антикарманов», то есть выступов с тротуара. Остальные нововведения по большей части затронут регионы с жарким или холодным климатом. В первом случае остановки должны будут оснастить системами кондиционирования, во втором - системой отопления. Ни того, ни другого в столице Татарстана ожидать не стоит.

- Изначально при формировании плана разработки новых ГОСТов в обосновании этого документа указывалось, что для улиц и дорог населенных пунктов уже есть все необходимые нормативы, а вот для загородных дорог - отсутствует достаточный перечень норм. Однако последние 20 лет остановки делались по старому ГОСТу, этого было достаточно. Необходимо было лишь дополнить его недостающими аспектами регулирования, - рассказал руководитель центра компетенции городской среды «СпецДорПроекта» Василий Вишневский.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Спикер отметил, что не видит острой необходимости в новом ГОСТе, поскольку все базовые стандарты были актуализированы с 1 января. Самый главный минус документа в том, что он не распространяется на все виды остановок, в частности трамвайные. Однако он систематизирует ключевые положения, а значит должен облегчить работу при проектировании остановок.

- Я недоволен, как построена процедура учета мнений. Мы подали свыше 53 замечаний, и 70% из них отвергаются без особых обоснований, хотя их должны предоставлять. Сам жду его принятия, поскольку есть пара плюсов нового ГОСТа, но еще есть что обсуждать. В переписке разработчики не особо открыты к диалогу, а открытых встреч не проводится, - отметил Вишневский.

«ГОСТ нужен для обоснования трат»

Поскольку новый документ носит скорее рекомендательный характер, регионы получат свободу выбора в вопросе внедрения обновленных стандартов. Эксперт считает, что в таком случае ГОСТ не будет иметь силы, в том числе и в Казани.

- Если ответственные и профильные люди не хотят ничего делать, они будут ссылаться на «добровольность» нормативов или область применения. Обычно это капремонт или новое строительство. Топовая отговорка: вот когда дадут денег на капремонт, вот тогда-то мы и сделаем. Остановки для людей можно делать в рамках текущего содержания, - считает собеседник.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

На воплощение идей из ГОСТа в жизнь влияют два фактора: средства на проекты и цены на оборудование, отмечает основатель компании по транспортному консалтингу InnovaTransport Алексей Смирнов.

- Этот документ нужен в большей степени для обоснования трат на табло и Wi-Fi на остановках. В некоторых городах очень дотошные проверяющие структуры. Документ прописывает некоторые условия для пересадочных моделей, но если эту проблему вчера и сегодня никто не видит, то новый ГОСТ отношение к инфраструктуре не изменит. Но пассажирам будет проще требовать, они смогут на что-то ссылаться, - добавил Вишневский.

Важно, по словам спикера, не воспринимать новый ГОСТ как бюрократию. Он должен стать ориентиром для проектировщиков и администрации. Если в Казани будут следовать новым регламентам, то многие центральные остановки «обзаведутся» зарядками для телефонов и точек Wi-Fi, что точно порадует горожан.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Однако редактор телеграм-канала «Казанец» Денис Семёнов полагает, что пассажирам не стоит ожидать приведения остановок в соответствии с ГОСТом в короткие сроки. В столице Татарстана, как и во многих городах России, замена остановочных павильонов производится чаще всего во время ремонтов улиц, а многие из них были реконструированы в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».

- ГОСТом предлагается ряд прогрессивных решений по обустройству остановочных пунктов, реализация которых вполне осуществима в городах в рамках реконструкции улиц. Например, для защиты от непогоды предлагается вариант установки павильона с дополнительными стенками. В очередной раз прописывается необязательность остановочных «карманов» – они требуются лишь при наличии определенного уровня загрузки улицы. На улицах с парковкой предлагается организация «антикарманов». Из нововведений можно выделить рекомендацию по установке павильонов обратной стороной к проезжей части, если не хватает места, - рассказал эксперт.

При этом собеседник скептически относится к излишней детализации некоторых положений ГОСТа. Например, в нем прописываются требования вплоть до размеров скамьи и размещения урн. Повышенные требования приведут к удорожанию стоимости установки остановочного комплекса до нескольких миллионов рублей. Для Казани, где насчитывается более 1400 остановочных пунктов, стоимость обновления остановок превысит миллиард рублей, считает Семёнов. Поэтому реализация всех рекомендаций нового ГОСТа в Казани сейчас невозможна.

Комментарии
Michael25 октября 12:37
Я не пойму, это остановки или место сбора желающих подзарядиться? Был в Казани эксперимент по внедрению зарядок и вайфай, результат - место сбора асоциальных элементов и антисанитария. Остановка должна оставаться остановкой, и на ней по возможности должны находиться люди по прямому назначению, а не просто так: сидеть и орать, выпивать и загаживать мусором и т.д.
0
Аноним25 октября 08:01
Вай фаи, телефонные зарядки... Верим-верим. Как в лифты в надземных переходах. По словам мэрии, они есть, но никто их не видел и не пользовался. Так и с вай фаями и зарядками будет.
0
Оставить комментарий