Объявление о наборе пилотов разместила на днях на своем сайте авиакомпания "Татарстан", ставшая победителем конкурса на осуществление региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе. Ей требуются для переучивания летчики в возрасте до 60 лет, имеющие свидетельства линейного пилота. Пилоты и раньше нужны были авиакомпании, но острая необходимость возникла, когда стали поступать американские самолеты Cessna Grand Caravan для перевозки пассажиров в Нижний Новгород, Самару, Ульяновск и другие города ПФО. Поскольку рейсы регулярные, то летать пилотам придется часто. Кстати, авиакомпания "Татарстан" и Государственная транспортная лизинговая компания перевели соглашение о намерениях о приобретении 15 самолетов Cessna Grand Caravan в десятилетний договор лизинга. Вместе с авиакомпанией "Татарстан" осуществлять региональные перевозки будет и "Ак Барс Аэро". Но и у нее пилоты на вес золота. - Мы получили шесть самолетов Cessna Grand Caravan, а всего нам нужно пятнадцать лайнеров для региональных перевозок, которые мы собираемся осуществлять с апреля, и сто двадцать пилотов. В их числе должны быть и командиры судна, и вторые пилоты, - говорит заместитель генерального директора авиакомпании "Татарстан" Валерий Портнов. - Но пока у нас есть двадцать четыре кандидата из числа линейных пилотов, у каждого из которых по полторы тысячи часов налета. Сейчас летчики обучаются в США. Ну а нам нужны еще девяносто шесть пилотов, ведь на каждый самолет для региональных перевозок потребуется как минимум три экипажа из двух человек. Кадровая проблема очень серьезная, но постараемся ее решить.
Дефицит пилотов возник не только в Татарстане, но и в других регионах. В прежние годы сокращали количество региональных рейсов, а в некоторых городах авиаперевозки и вовсе прекратили. Но в последнее время гражданская авиация в России начала быстро развиваться. Так, на совещании у президента РФ министр транспорта Максим Соколов сообщил, что рост авиаперевозок в мире - 5 процентов, а в России - почти 15,5 процента. Причем постоянно увеличивается парк авиакомпаний, а вот пилотов не хватает. По данным "Авиатранспортного обозрения", почти все кадровые резервы исчерпаны. - В свое время с сокращением авиаперевозок стала буксовать школа по переучиванию пилотов. В авиацию сейчас приходят молоденькие мальчики, но опыта и необходимых часов налета у них нет. Можно, конечно, найти опытных пилотов, но им надо платить по 600 - 700 тысяч рублей в месяц. Но доходов от региональных перевозок не хватит для таких больших окладов, - говорит руководитель Татарстанского управления Росавианадзора Минтранса РФ. - Такие заработки возможны разве что только в крупных компаниях страны, осуществляющих международные перевозки. Так что надо возродить прежнюю систему подготовки кадров. Между тем крупные российские авиакомпании еще в прошлом году просили минтранспорта и Госдуму разрешить им нанимать на работу пилотов-гастарбайтеров. На одном из совещаний в минтрансе топ-менеджеры компаний попытались развеять опасения по поводу уровня квалификации гастарбайтеров. - Да мы готовы принять пилотов хоть из Узбекистана, хоть из Таджикистана или из другого бывшего союзного государства, - говорит Валерий Портнов. - Но пока на этот счет нет официального разрешения. Так что нужно самим готовить новых специалистов.