Экономика
2 апреля 2003
Автор материала:Рустам ВАФИН

Татнефть "сажает" авиакомпании

В 31 раз сократилась прибыль `Авиалиний Татарстана`. Вчера совет директоров компании подвел итоги работы государственного авиаперевозчика в 2002 году. ...

Итоги, надо сказать, вышли противоречивыми. По сравнению с 2001 годом,"Авиалинии Татарстана" улучшили практически все свои внешние экономические показатели. Так, на 22 процента увеличилось количество перевезенных пассажиров. С 194,4 тысячи в 2001-м до 238 тысяч в 2002-м. На 38 процентов выросли доходы компании - до 753,6 миллиона рублей... Но, несмотря на внушительные обороты, главный показатель работы коммерческой структуры - ее прибыльупала многократно. Если в 2001 году "Авиалинии Татарстана" заработали порядка 11 миллионов рублей, то в итоговом 2002-м - всего 348 тысяч. Заявленная прибыль столь незначительна, что на фоне общих оборотов авиакомпании не выходит за рамки статистической погрешности. По сути, это означает, что компания балансирует на уровне рентабельности. На низкую рентабельность полетов жаловались и менеджеры авиакомпании. Поэтому они весьма прохладно отнеслись к предложению председателя совета директоров Владимира Швецова снизить цены на авиабилеты. Чтобы иметь возможность конкурировать с московскими авиакомпаниями. Не секрет, что даже при наличии рейсов из Казани жители Татарстана зачастую предпочитают летать из Москвы. Оттуда дешевле. В первую очередь это касается маршрутов на южное "курортное" направление. Как пояснил корреспонденту "ВК" коммерческий директор "Авиалиний Татарстана" Алексей Точилов, цены на "юг" в Казани не могут быть ниже московских хотя бы потому, что расстояние перелета больше. Кроме того, рентабельность полетов зависит и от типов самолетов, которыми оснащены авиакомпании, и от срока их эксплуатации. В наследство с советских времен столичным авиакомпаниям достались более вместительные и "свежие" авиалайнеры. В ходе вчерашнего мероприятия всплыли скандальные подробности продажи заправочного оборудования аэропорта "Казань". Подробности, которые самым серьезным образом сказываются на уровне рентабельности местных авиаперевозчиков. И не только их. Из-за отсутствия средств на реконструкцию два года назад заправочный комплекс аэропорта "Казань" был продан Татнефти. С условием, что цена на авиакеросин в Казани будет минимум на 5 процентов ниже, чем в ближайших авиационных центрах страны. Это важное условие. Татарстан на собственные средства дотягивал свое "окно в мир" до международных стандартов. Относительно низкие цены на топливо должны были не только повысить конкурентоспособность республиканских авиаперевозчиков, но и заинтересовать сторонние авиакомпании обслуживаться в Казани. Очень доходные услуги, кстати. Вчера выяснилось, что Татнефть не просто проигнорировала обязательства. Пользуясь своим монопольным положением, нефтяники подняли цены. Авиакеросин в Казани в среднем на 10 процентов дороже, чем в соседних аэропортах. Понятно, что сторонние авиакомпании по мере возможности стараются ограничить свои посадки в Казани. Перенося пункты дозаправки в Самару, Уфу. Понятно, что если обслуживание в Казани обходится дороже, никакими реконструкциями взлетно-посадочных полос их сюда не заманишь. Это к вопросу о бюджетных затратах на модернизацию аэропорта. Рустам ВАФИН
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей