Экономика
Автор материала:Павел Наумов

Слезть с импортозависимости авиазаводам помогут роботы и виртуальная реальность

Будущее авиационной отрасли в оптимизации производства и освобождении человека от рутинных задач решали на всероссийском форуме «АвиаЦифра» в Казани.

Слезть с импортозависимости авиазаводам помогут роботы и виртуальная реальность

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Отечественная цифровая экосистема 

В рамках заданного еще несколько лет назад президентом России Владимиром Путиным тренда на цифровизацию воздушного движения стала очевидна необходимость аналогичного процесса и в сфере авиастроения, отмечают эксперты на всероссийском форуме «АвиаЦифра» в Казани. По словам директора Российского фонда развития информационных технологий Александра Павлова, Татарстан, как и в целом вся страна, должен сделать упор на создание инженерного программного обеспечения в рамках технологического суверенитета в авиастроительной отрасли. Профильные компании в первую очередь должны делать упор на создание промышленного и инженерного программного обеспечения в рамках технологического суверенитета путем импортозамещения. 

- Задачей многих отраслей, в том числе и отечественной авиации, является цифровая трансформация всех производственных процессов, а также разработка современных средств промышленного производства и инженерного программного обеспечения. В современных условиях к этому добавляется еще и задача технологического суверенитета и перехода в российские сырьевые решения. Что, конечно, усложняет нам общую задачу, но, с другой стороны, без решения этих задач мы не сможем полноценно перейти к самодостаточному и самостоятельному выпуску всей линейки необходимой для страны авиационной продукции, — признал Павлов. 

Спикер также подчеркнул, что важным этапом на пути к производственному суверенитету страны является переход на технологию управления всем жизненным циклом промышленной продукции в авиационной области с помощью российских технологий.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Мы обязаны повсеместно внедрять российскую вычислительную технику, средства обработки и хранения данных, средства авторизации, а также весь тот большой блок прикладного программного обеспечения, который жизненно необходим на всех этапах авиастроения, — уточнил Павлов. 

По мнению руководителя управления информационных систем и ИТ-инфраструктуры АО «Вертолеты России» Алексея Погонышева, нужно обеспечить эффективный переход к модели управления авиационной отраслью, основанной на работе с данными. А руководствуясь исключительно субъективным опытом и на «профессиональной чуйке» далеко в развитии авиационной отрасли не уедешь. Несмотря на важность профессиональных качеств каждого руководителя, в нынешнее время к опыту и интуиции нужно добавлять еще и цифровые способы работы с данными.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Российским и, в частности, татарстанским авиастроительным компаниям необходимо развивать свои собственные цифровые экосистемы, а не просто копировать или закупать китайские аналоги. По словам руководителя центра цифровизации организаций ОПК ФГУП «ВНИИ «Центр» Андрея Агеева, пока в стране идет постепенная замена иностранного цифрового оборудования на отечественное, в то же время в Китае фактически уже сегодня занимаются развитием собственных цифровых экосистем.

- Зайдя в любой китайский город, вы увидите, что у них через каждые 5−10 зданий располагаются офисы технологической компании Huawei. Вы также  увидите, что у них «операционки» свои, чипы свои, персональные операционные системы свои. Это признаки продвинутой цифровой экосистемы, — заметил Агеев. 

В Китае, подчеркивает он, также создаются целые города для развития этих IT-экосистем. Поэтому, по мнению Агеева, нужно обсуждать именно создание отечественной цифровой экосистемы в разных отраслях производства. Но при этом также необходимо с определенной осторожностью и скептицизмом, по мнению некоторых экспертов, относиться к такому термину, как «экосистема», чтобы не впасть в зависимость от конкретного производителя, считают эксперты.

 Очки дополненной реальности и программный робот  

Импортозамещение с переменным успехом реализуется у многих авиастроительных предприятий, примерами таких попыток в том числе являются AR-очки дополненной реальности, которые используются в ПАО «Яковлев». Они, по словам инженера-программиста предприятия Марка Гунчука, существенно упрощают сборочные процессы и улучшают показатели работоспособности сотрудников. 

- Современный мир не стоит на месте, и производственные циклы тоже. Мы задумывались, как упростить без потери качества процесс сборки, и после анализов различных видов технологий и решений мы остановились на AR-технологии на базе монокулярных очков с фокусировкой на реальный мир, — рассказал Гунчук. 

В итоге, по словам инженера-программиста, получилось создать монокулярные очки с разработанным программным обеспечением, куда можно загружать техпаспорта в виде структурируемых последовательных действий, что существенно упрощает сборочные процессы на предприятии. Сотрудники видят в рамках дополненной реальности перед собой инструкции, которые пошагово показывают ту последовательность действий, которые необходимо исполнить. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Дополненная реальность, по словам Гунчука, предоставляет визуальные подсказки, которые помогают точно и быстро выполнять все необходимые операции. Например, при снятии изоляции или подготовке проводов работник видит на экране, какие действия ему необходимо предпринять и в каком порядке. Внедрение очков дополненной реальности не только ускоряет процесс, но и минимизирует вероятность ошибок до 50 процентов. 

Но такие очки не полностью импортозамещены, и, несмотря на отечественное ПО, «железо» в них еще остается иностранным. А количество очков, планируемое к закупке в этом году, всего 15 пар. 

В современной IT-сфере присутствует направление Low-code-разработки, которое, по словам руководителя направления решений анализа рисков корпоративных клиентов Green Data Екатерины Медведевой, предполагает минимальное использование традиционных методов программирования. Вместо написания кода используются специальные  визуальные редакторы, которые снижают порог входа и упрощают разработку и программную поддержку при помощи автотестировщиков. 

- Мы помогаем заменить дорогостоящих разработчиков, которых сложно не просто найти на рынке, но и замотивировать участвовать в проекте и дальше сохранить их в команде. Мы предпочитаем брать аналитиков в проект, и тем самым мы существенно снижаем порог входа, ну и, конечно, оптимизируем костыль. Low-code-разработка — это высокая скорость внесения изменений, — говорит Медведева. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Интерес вызывает и программный робот, который, как отметил руководитель управления развития прикладных информационных систем АО «Вертолеты России» Денис Кудрин, позволяет снизить рутинные процессы в авиастроении.  

- Мы хотим, чтобы 80 процентов времени работник занимался задачей развития производства, а не выполнением однотипных монотонных задач. Поэтому мы искали системный инструмент, который позволил бы нам достаточно быстро достигнуть цели  исключения человека из цепочки принятия операционных решений. Если работник на основании данных принимает какие-то решения, то значит, этот процесс, эта процедура может быть и должна быть автоматизирована. И мы нашли для себя такой инструмент. Для нас это технология RPA (от англ. Robotic process automation — практика использования различных компонентов ПО для автоматизации рутинных офисных задач. «ВК»), — отметил Кудрин. 

Такая технология, по его словам, работает с любыми данными, с любыми информационными системами, также в ней присутствуют элементы машинного обучения, позволяющие эффективно выполнять рутинные действия. Например, найти или отредактировать нужную информацию на сайте предприятия.