Мэр Казани выступил с неожиданной инициативой: провести широкую общественную дискуссию на тему "что могло бы стать нашей новой большой целью" по завершении Универсиады... Чтобы "неравнодушные" граждане, к которым обращался Ильсур Метшин, не завалили мэрию прожектами вроде полетов на Марс (весна на дворе, число неравнодушных в это время резко увеличивается), позволю себе конкретизировать высокую инициативу. Очертить, так сказать, критерии "новой большой цели", о которых опрометчиво забыл упомянуть наш градоначальник.Критериев, собственно, всего три. Во-первых, "новая большая цель" для Казани должна быть дорогой. Сопоставимой, а лучше превосходящей по затратам цель предыдущую - Универсиаду. Причем львиная доля затрат - и это непременное условие - должна покрываться из федерального бюджета. Во-вторых, цель должна включать большой объем капитального строительства, что делает идеи вроде превращения Казани в компьютерные, инновационные и прочие наностолицы России (с такими инициативами, пользуясь мэрскими недомолвками, уже поспешили выступить отдельные горячие головы) не слишком привлекательными. Разумеется, если за ними не стоят планы грандиозного строительства пары-тройки миллионов высокотехнологичных квадратных метров Нью-Силикон авылы силами будущих флагманов татарстанской наноиндустрии типа ПСО "Казань", Казаньцентрстрой, Татавтодор и др. В-третьих и в-главных, эта идея должна захватить воображение главного спонсора и гаранта всех предыдущих "больших целей" нашего города - того, от чьей воли в конечном итоге зависит, быть или не быть у нас новой цели. Имя этого человека Владимир Путин. Несколько ироничный тон, взятый при описании параметров будущей цели, не отменяет их серьезности. Эти параметры не моя выдумка и не прихоть (пусть и невысказанная) руководства города-республики... Это жесткие требования той специфичной модели развития Казани, что сложилась здесь за последние 10 - 12 лет: развитие за счет многомиллиардных государственных инвестиций в инфраструктуру города, основным источником которых является федеральный бюджет. В рамках этой модели все наши прежние "большие цели" - будь то Тысячелетие или Универсиада - являлись красивыми поводами раскошелить российскую казну. Раскошелить в первую очередь на решение насущных градостроительных задач. На строительство метро, мостов, дорог, развязок, реконструкцию аэропорта, ж/д вокзала и др., безусловно, необходимые объекты, возведение которых на собственной ресурсной базе заняло бы десятилетия, если вообще было бы возможным. Сами же "поводы", несмотря на пиар-трескотню об их всемирно-историческом значении, вторичны...Кстати, в том же своем выступлении мэр Казани очертил новый круг городских проблем: строительство второй ветки казанского метро, ликвидация многочисленных промзон с выносом расположенных там предприятий за черту города... Друзья мои, у нас в одном Приволжском районе половина территории - одна сплошная промзона. Ликвидировать ее, рекультивировать освободившиеся площади под застройку, вынести грузовой речпорт, обустроить на его месте "витринную" набережную. А есть еще Кировский район с пороховым заводом и его складами, на месте которых, по уму, должна быть вторая не менее парадная набережная. А еще промзоны Советского района, Московского... Решить эти задачи, уповая лишь на местные ресурсы, совершенно нереально. Для этого Казани нужны средства поистине "сочинского" масштаба. На больших федеральных деньгахВпрочем, потребность в дальнейшей модернизации казанской инфраструктуры не главная причина поиска большой цели. В конце концов, планы по переустройству промплощадей города - это не вопрос жизни и смерти Казани. Вопрос жизни и смерти сейчас - критическая зависимость экономики нашего города от больших федеральных денег. Зависимость, утолить которую по завершении Универсиады пока нечем. А между тем за 12 с краткими перерывами лет, покуда Казань занималась освоением бюджетных "бабосов", изменилась-перестроилась сама структура городской экономики. Расцвел крупный бизнес, прокачавший через свои счета львиную долю из тех трех сотен миллиардов рублей, что были отпущены федеральной казной на подготовку к студенческим Играм. Полный список этих компаний можно поискать на сайте Универсиады в разделе генподрядчики, а их конечных бенефициариев - в узком кругу верхнего эшелона татарстанского истеблишмента... От вершины этой пирамиды выстроились хозяйственные цепочки, каждый из участников которых - от владельцев субподрядных фирм и до последнего чернорабочего - кто гуще, кто пуще, но отщипывал свой кусочек универсиадского "пирога". Универсиадские деньги в конечном итоге "подперли" казанский рынок недвижимости, заполнили клиентами казанские автосалоны, дорогие бутики и рестораны (недорогие, кстати, тоже), причастные к Универсиаде смело брали кредиты, стимулируя здешний банковский сектор и потребительский рынок, и т.д. и т.п. Таков он, мультипликативный эффект большого бюджетного финансирования, который прямо или косвенно, но влияет на всю деловую жизнь города. И не только деловую... Не забудьте, все участники вышеописанной цепочки платят налоги. Налоги, которые наполняют в том числе и бюджет Казани, позволяют поддерживать на приемлемом уровне образование, медицину, общественный транспорт и прочие муниципальные обязанности. А еще позволяют нашему муниципалитету слыть надежным заемщиком, брать кредиты и плодить и без того немалые долги...Эволюция видов Примерно так выглядит нынешняя модель экономического развития Казани. В каком-то смысле ее можно сравнить с экологической нишей. И подобно тому, как биологические виды меняют свой цвет, размеры, длину хвостов и клыков, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, так и наш город: его экономика, его административный аппарат мутировали под условия своей модели развития. И, надо сказать, достигли в этих своих метаморфозах не лишенного блеска совершенства. Во всяком случае, если сравнить Казань с другими регионами страны, также получившими доступ к большим федеральным деньгам - Владивосток, Сочи, сравнение будет очевидно в пользу Казани. Лучше "татар" осваивать российскую казну в нашей стране еще никто не научился. Ни тебе смытых дорог, ни разрушающихся мостов, ни недостроенных трамплинов, и, заметьте, все это без громких коррупционных скандалов, что есть тоже искусство, выработанное в процессе "мутаций". Очень ценная, кстати, мутация по нынешним политически неуютным временам, достойная отдельного описания. Но, говоря об этом "блеске", надо помнить, что фундаментом всей этой конструкции, низшим и главным звеном всей "пищевой цепочки" являются большие федеральные деньги. Выдерни их и... Представьте процветающую популяцию крокодилов, которых из родного Лимпопо, кишащего зебрами, антилопами, неграми и прочей жратвой, забросили в Арктику. По меньшей мере стресс и каннибализм этим хищникам будет обеспечен, во всяком случае до тех пор, пока не обрастут шерстью и не научатся бить моржей и эскимосов. Примерно такой же стресс ждет и экономику Казани, выдерни из-под нее сегодня федеральные деньги. И каннибализм, кстати, тоже ждет... Когда элиты и стоящие за ними бизнес-структуры, относительно мирно уживавшиеся в "тучные" годы, начнут рвать друг дружку за право освоить куцые остатки бюджетного пирога.Именно поэтому Казани сегодня как воздух, как хлеб нужна "новая большая цель". Точнее, те федеральные ресурсы, которые под эту цель можно сюда затащить. Чтобы накормить наших "крокодилов". И не только их...Капитально-строительная модель Теперь что касается другого критерия будущей цели: ее капитально-строительной направленности. Собственно, нашим "крокодилам" в лице крупного бюджетоосваивающего бизнеса нет особой разницы, в какую сторону осваивать казенные деньги. Было бы "мясо". И если вдруг завтра отцы города и республики сумеют пролоббировать 300 миллиардов рублей на развитие... народных промыслов, то, поверьте, структуры типа ПСО "Казань" и иже с ним сохранят привычные нормы прибыли: относительно безболезненно перепрофилируются тачать ичиги, шить тюбетейки и резать деревянные ложки в универсиадских масштабах, причем скорее всего более приспособленными руками китайских рабочих. Другое дело - участники нынешних хозяйственных цепочек, суб- и субсубподрядные организации, чьими силами, техникой, штатными и внештатными единицами и возводились объекты Тысячелетия, Универсиады, Свияжска и Болгара. На круг - это десятки тысяч (а с семьями - сотня-другая тысяч) людей, которые уже много лет добывают свой отнюдь не скудный хлеб в строительной отрасли Казани. Гипертрофированно раздутой отрасли, поскольку именно в асфальт и бетон все эти годы шли гигантские бюджетные инвестиции. Именно эти люди, их деятельность в значительной степени и формируют живую ткань экономики города, обеспечивают тот самый мультипликативный эффект, о котором упоминалось выше. А теперь представляете, какая депрессия ждет Казань, если ослабнет инвестиционный поток? Если сдуется накачанный бюджетными деньгами строительный пузырь? А налоги, а долги?.. Поэтому, все желающие поучаствовать в анонсированном мэрией конкурсе, имейте в виду: идеи, в которых не просматриваются значительные траты на капстроительство, не могут быть сегодня новой большой целью Казани. Построить копии египетских пирамид - пожалуйста, возвести космодром - тоже пойдет, не говоря уже о таких банальностях, как Олимпиада в каких-нибудь 20-х годах... Главное здесь, чтобы стройка в Казани не останавливалась и... идея понравилась главному спонсору всех прежних татарстанских затей - Владимиру Путину.Токмо волею самодержавнойНе надо недооценивать местный истеблишмент. Поиском очередной большой цели его представители озаботились задолго до недавнего выступления Ильсура Метшина. Не случайно календарь топовых мероприятий в Казани расписан до 2018 года: чемпионат мира по водным видам спорта 2015-го, футбольный мундиаль 2018-го. Даст бог (а бог, как показывает практика, "татар" любит), еще и Евровидение-2014 проведем, если Дина Гарипова не подкачает... Эх, еще пару-тройку лет назад с таким набором больших и вспомогательных целей "отцы" нашего города и республики и без всяких общественных дискуссий могли бы спать спокойно. Сейчас - нет. И вот почему...Нынешняя модель развития Казани (да и всего Татарстана) гармонично встроена в существующую политическую систему России. Систему, в которой принятие всех крупных и финансовоемких решений замкнуто на одном человеке - президенте РФ, обладающем де-факто самодержавными полномочиями... Помните, незадолго до последних выборов Путина Рустам Минниханов заявил, что России "нужен царь". Насчет России - не уверен, а вот то, что нашей республике в Москве нужен царь - безусловно. И не просто царь, а царь, имеющий свои увлечения и готовый щедро их финансировать... И вся наша модель во многом построена на потакании этим увлечениям, прекрасно изученным татарстанской элитой. Не будет преувеличением назвать нашу модель путиноцентричной. Хотя и в пору маниловской четырехлетки Дмитрия Медведева власти Татарстана чутко отреагировали на интерес молодого президента к гаджетам и проектам модернизации России. Именно "под Медведева" родилась идея строительства Иннополиса и Смарт-сити в расчете перетянуть в Татарстан часть средств, которые тот щедро бросал на Сколково... Но, разумеется, Путин - главный. И опытный глаз татарстанских властей сразу обратил внимание на его страсть к пафосным международным мероприятиям. Уверен был человек, что именно так - через саммиты и Олимпиады - завоюет его страна авторитет и уважение на международной арене. Рассчитывал (возможно, памятуя успешный казанский опыт) придать импульс регионам, в которых эти мероприятия будут проводиться. Сам лично с нескрываемым энтузиазмом участвовал в лоббировании многих мероприятий. И не без успеха: АТЭС-2012, Универсиада- 2013, ЧМ по легкой атлетике-2013, Олимпиада-2014, ЧМ по водным видам спорта-2015, ЧМ по хоккею-2016, ЧМ по футболу-2018, ЭКСПО-2020 - вот тот неполный перечень дипломатических, экономических, спортивных и чертовски дорогостоящих праздников, право проведения которых наши международные партнеры щедро отдали "богатым русским" в этом десятилетии. Видимо, для того, чтобы следующее они встретили с пустыми карманами... Хитра и коварна мировая закулиса, да не хитрее нашего брата-татарина. Пока Путин "сидел" на событийной волне, Казань провозгласила себя "спортивной столицей России" и оттянула треть мероприятий из приведенного выше списка. И спокойно могла бы тягать деньги на их подготовку до конца десятилетия, да вот незадача: "наелся", похоже, Владимир Владимирович пафосными событиями в их российском исполнении... Возможно, после коррупционных скандалов во Владивостоке в ходе подготовки к саммиту АТЭС, влетевшему российской казне в 600 миллиардов рублей, который к тому же демонстративно проигнорировал Барак Обама. Возможно, в тот момент, когда тоскливо осматривал сочинскую разруху и играл желваками перед недостроенным с восьмикратным превышением сметы трамплином. Или когда понял, что вместо демонстрации величия его Олимпиада превратилась в инструмент шантажа и давления. Как внутреннего со стороны ненасытных строителей олимпийских объектов, так и внешнего - со стороны международных партнеров, периодически муссирующих тему: бойкотировать или нет Сочи-2014.В общем, нет былого энтузиазма в глазах спонсора и гаранта дальнейших финансовых вливаний в экономику Казани и Татарстана. Разумеется, мировые первенства, которые успела отхватить Казань, никуда от нас не денутся. Проблема-то в другом: спортивная инфраструктура в городе уже создана. И ее в принципе достаточно, чтобы провести соревнования по плаванию и отдельные матчи мундиаля. А значит, есть риск, что большие объемы бюджетных инвестиций, ради которых, собственно, и "пробивались" эти чемпионаты, нам не дадут. Возможно, поэтому к нам, горожанам, и обратились с просьбой подумать, что может быть интересно сегодня президенту РФ. Как верно заметил Ильсур Метшин: "Одна голова - хорошо, а миллион - лучше". В конце концов, в одной лодке сидим...Из колеи событийной экономики Но при всех рисках и издержках нашей модели развития, язык не повернется упрекнуть элиты Татарстана за то, что они избрали именно такой путь для своей малой родины: через бюджетный подсос. Хотя бы потому, что альтернативы ему в нынешней России пока не просматривается. До тех пор пока наша большая Родина живет за счет продажи ресурсов, складирования получаемых сверхдоходов в казну с последующей их раздачей имущим (через подряды, распилы, откаты) и неимущим (через пенсии и пособия) слоям населения - нет в этой стране других источников роста. А еще татарские власти трудно упрекнуть в безответственности. Уличить в других грехах и грешках особенно корыстного свойства - запросто, а вот в безответственности - нет. Безответственность в нашем случае - это упование на федеральные ассигнования, на бесконечное их продолжение. Понимают ли это наши власти? Думаю, понимают. Можно сколько угодно зубоскалить, например, относительно сингапурских причуд Рустама Минниханова, но в чем-чем, а в последовательности ему не откажешь. Давно стухла на общефедеральном уровне тема модернизаций, инноваций и новых технологий. Сколково уже забросили. А здесь - Иннополис и Смарт-сити в ранг главных республиканских проектов возводят, хотя рассчитывать на большие федеральные деньги под эти проекты уже не приходится. В общем, есть ощущение, что все-таки пытаются в Татарстане нащупать новую парадигму развития на основе высокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Возможно ли это вообще в наших Византиях? Это вопрос, на который у меня пока нет ответа.
rustam-vafin.livejournal.com