Мусор - по разным бакам, а ездить на экологичном транспорте
Сегодня в Казанской ратуше, на XXXIX сессии Казанской городской Думы четвёртого созыва, обсудили актуальные вопросы экологической ситуации в городе. Ряд показателей — от загрязненности воздуха до объемов перерабатываемых отходов — наглядно демонстрируют состояние казанской экологии. Как ее улучшить и не потерять набранные темпы, поможет стратегия устойчивого развития города до 2030 года с перспективой на 2040 год, которую утвердили на сессии.
С 2010 по 2024 год количество твердых коммунальных отходов выросло втрое, достигнув 1800 тонн в сутки против прежних 600. В среднем на каждого жителя Казани приходится около 434 килограммов отходов в год, что на 40 килограммов превышает среднероссийский показатель.
В 2024 году региональный оператор УК «ПЖКХ» отобрал 5300 тонн вторичных материальных ресурсов (ВМР) из контейнеров с желтыми сетками для дальнейшей переработки, что составляет всего четыре килограмма на человека. Важно отметить, что эта цифра отражает только объем ВМР, отобранный региональным оператором, и не включает отходы, собранные жителями и бизнесом самостоятельно и переданные напрямую на переработку. Поэтому Казань ставит перед собой цель: к 2030 году вовлечь 40 процентов горожан в активный раздельный сбор мусора. В качестве основной причины большого количества отходов выделяют потребительские привычки населения, подчеркивая необходимость повышения осознанности и экологической ответственности. Об этом сообщила директор Агентства стратегического менеджмента KOMANDA Валерия Маршалова.
Докладчица добавила, что в качестве одного из направлений поддержки экологических инициатив городские власти рассматривают возможность предоставления льгот операторам по обращению с отходами. Это могут быть льготные условия аренды территорий и помещений, упрощенный порядок оформления документов, а также информационная и юридическая поддержка. Ключевым условием для получения такой поддержки станет предоставление оперативных данных о количестве собранных ВМР в разрезе фракций.
Основными источниками загрязнения атмосферы в Казани являются промышленные предприятия и транспорт. При этом на долю всех видов транспорта приходится от 40 до 70 процентов антропогенных выбросов. Общий объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта на территории городского округа составляет около 74 тысяч тонн — это 70 процентов от общего количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу города.
В столице Татарстана активно развивается электротранспорт как более экологичный вид общественного транспорта. В 2024 году более 35 процентов пассажиров воспользовались трамваями, троллейбусами и метро. Троллейбусный парк пополнился 39 современными машинами Минского автозавода. Город также переходит на более чистое топливо: 127 новых газовых автобусов «НефАЗ» вышли на маршруты в 2024 году. На конец года 60 процентов из 600 казанских автобусов работали на газовом топливе, и только 40 процентов — на дизельном. Таким образом, около двух третей пассажиров общественного транспорта Казани пользуются экологически более чистыми видами транспорта. Примерно по трети пассажиропотока обеспечивают электротранспорт, газовые автобусы и дизельные автобусы соответственно. В рамках стратегии устойчивого развития власти Казани хотят, чтобы половина горожан к 2030 году пересела на общественный транспорт. Возможно, Казань последует примеру Москвы и внедрит электробусы в транспортную схему. А пока городские власти продолжают расширять сеть платных парковок.
Зеленые насаждения занимают почти треть Казани
По итогам 2023 года Татарстан возглавил рейтинг российских регионов по уровню устойчивого развития и внедрения ESG-критериев, а Казань стала лидером среди городов России в блоке «Окружающая среда». Кроме того, Казань занимает третье место по качеству городской среды среди российских городов, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу, сообщили на сессии. Она также входит в тройку лидеров по уровню цифровизации и является первым и пока единственным городом в России, получившим ESG-рейтинг.
За последние два десятилетия в Казани высадили 882 тысячи деревьев, благодаря чему зеленые насаждения занимают почти треть территории города — это результат целенаправленной реализации программы экологического благополучия. Опрос, проведенный агентством, показал, что главными экологическими проблемами, волнующими казанцев, являются переработка отходов, загрязнение воздуха и состояние водоемов. Значительные успехи достигнуты и в социальной сфере. Средняя продолжительность жизни в Казани составляет 76,5 года.