Активисты требуют «разблокировать» Голубое озеро
Авторы петиции жалуются на закрытый проход к Малому Голубому озеру.

Недавно Голубые изменились до неузнаваемости: построили купели, места для отдыха, соединили единой экотропой озера, установили камеры видеонаблюдения, ввели плату за вход. Но одним из самых неприятных нововведений, коснувшихся самих озер, остается невозможность к ним подступить. Активисты опубликовали в сети петицию с требованием восстановить доступ к Малому Голубому озеру. На данный момент, как замечают авторы обращения, подойти к озеру нельзя: ведущая к лестнице калитка закрыта на замок, а табличка на заборе гласит, что здесь располагается центр подготовки аквалангистов ДОСААФ. Больше путей до поверхности Малого озера нет — заблокированный ныне проход был единственным. В сети история «висит» уже более двух лет. Казалось, история зачахла, но нет.
«Пропавший» центр подготовки аквалангистов
Петицию в сети разместила юрист Софья Федорова, в документе она указывает, что данное перекрытие входа к озеру нарушает требования Водного кодекса РФ. По букве закона, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. То есть поверхностные объекты, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, являются общедоступными.
- Здесь налицо нарушение Водного кодекса и других федеральных законов. По своей инициативе повесили замок на дверь и табличку с несуществующей организацией. Местные также возмущены, - говорит юрист.
На данный момент активистка направила обращения в прокуратуру Татарстана и Волжскую природоохранную прокуратуру. Если эти ведомства не найдут нарушений, то Федорова готова идти в суд.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
При этом журналисту «Вечерней Казани» в ДОСААФ Татарстана рассказали, что о деятельности организации неких аквалангистов при ДОСААФ ничего не знают. А вот в фонде по развитию туризма и рекреации Института развития городов Татарстана - знают.
«Спуски в озера доступны только в научных и природоохранных целях. Спуск к Малому Голубому озеру ведет к экостанции и центру подготовки аквалангистов ДОСААФ», - отметили в организации.
Стоит упомянуть, что в 2024 году было опубликовано постановление правительства Татарстана, которым запрещается купание на Голубых озерах. Зато в пяти специально отведенных купелях - можно. Запрещено и погружение с аквалангом или специальным снаряжением, исключение - научные исследования. В том же документе говорится о запрете на вырубку деревьев, разведение костров. То есть запрещена любая деятельность, которая могла бы оказать негативное влияние на природные комплексы заказника.
«Подвинуться» тогда пришлось и предпринимателям, что занимались организацией погружения на глубину, арендой сап-бордов и прочим инвентарем. В рамках благоустройства активности решили перенести на Казанку.
Корреспонденту «Вечерней Казани» удалось пообщаться с некоторыми посетителями Малого Голубого озера. Виктор и Лена довольно часто проводят время в этих местах, еще задолго до реноваций. Однако нынешним состоянием водоемов недовольны.
- Когда хлынули туристы, место испортилось. Но после всех мероприятий по благоустройству лучше не стало - посмотрите на них [на озера], разве они Голубые? - посетовал собеседник.
Но все не так однозначно: супружеская пара преклонного возраста также нередко посещает расположенную рядом с Малым озером купель. На их взгляд, за последние годы ситуация здесь улучшилась.
- Облагородили, очистили - красота. А то, что вход платный, конечно, неприятно, но и сумма невелика. Тем, кто каждый день сюда приезжают, наверное, еще неприятнее. Но многие же не платят, - поведал Владимир.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
При этом посетители аквалангистов на Малом Голубом озере не видели.
Платный вход не для всех
Несмотря на то, что за посещение взимать плату не планировалось, о чем заявила журналистам в 2024 году руководитель Дирекции по природным территориям Института развития городов Татарстана Оксана Саргина, гостей турзоны первым делом встречает надпись «Вход на территорию заказника платный 100 рублей». Известно, что отдельные категории - пенсионеры, ветераны, дети и инвалиды - от символического «взноса» освобождаются. И все же малый процент посетителей платит за вход, отмечали месяцем ранее в Госкомитете республики по туризму.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
В общей сумме Татарстану проект по преобразованию обошелся в 650 миллионов рублей. В первоочередные задачи входило укрепление береговой линии. Малое и Большое Голубое озеро соединили экотропами. К тому же к ряду изменений можно причислить сменившую место расположения парковку - эти меры прежде всего направлены на защиту от воздействия антропогенного фактора. Тем не менее, не все посетители соблюдают правила. Например, малолетние питбайкеры.

Годом ранее экоактивисты республики жаловались на возможные нарушения при установке купелей. По мнению представителей природоохранного сообщества, из-за возведения купелей на Малом Голубом озере пришлось углубить дно и срезать берега протоки, чтобы возвести запруду. Из-за установки купелей доступ к родникам для их чистки стал невозможен, указывали активисты.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.


















