Общество
Автор материала: -

«Строить нужно у «Чаши», а не на задворках»: в Казани ищут место для супермечети

«Строить нужно у «Чаши», а не на задворках»: в Казани ищут место для супермечети

Автор фото:

Идея возведения в Казани большой соборной мечети начала обретать реальные очертания. Как сообщил муфтий Татарстана, из ранее предложенных вариантов мест будущего строительства уже выбраны три, два из которых - на берегу Казанки: у «Чаши» и рядом с парком «Кырлай», а одно - на берегу Волги: пескобаза в окрестностях улицы Боевой Кировского района. Как выяснила «ВК», третий вариант гораздо менее предпочтителен для инициаторов строительства, чем вариант у «Чаши». 

ПОСОВЕТУЮТСЯ С НАРОДОМ

Напомним, впервые о строительстве в Казани грандиозной соборной мечети вместимостью не менее 10 тысяч человек, «где на праздник мы все соберемся», муфтий РТ Камиль Самигуллин заявил в 2018 году. Тогда же в Интернете появилась петиция верующих, адресованная президенту Рустаму Минниханову, с просьбой построить в центре Казани большую мечеть, так как «количество мусульман очень сильно увеличилось, мечети переполнены, людям приходится читать намаз на улице». Под строительство тогда предлагались самые разные места: парк отдыха «Кырлай» на берегу Казанки, территория обанкротившейся фабрики «Спартак», холм с памятником революционеру Муллануру Вахитову, парк Тысячелетия у озера Кабан, площадка у НКЦ «Казань», речной порт, территория у ипподрома и даже площадь Тысячелетия у Кремля.

В этом году прошел слух, что супермечеть, скорее всего, возведут неподалеку от «Кырлая», где раньше планировали построить Дом телевидения для телекомпании ТНВ.  

Слух в какой-то степени развеял, а в какой-то подтвердил муфтий РТ Камиль Самигуллин. На днях он сообщил журналистам, что первый камень в основание будущей соборной мечети планируется заложить уже в следующем году, когда в Татарстане будут праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Камиль-хазрат назвал три места, где может быть построена мечеть: между «Чашей» и «Ривьерой», возле парка «Кырлай» и пескобаза в Кировском районе. Окончательный выбор, по словам муфтия, будет сделан после обсуждения с жителями города.

В ответ на вопрос «ВК», где казанцы могут высказать свое мнение по поводу будущего строительства, руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова заявила, что как только «процедура общественного обсуждения будет организована, об этом сообщат дополнительно».

«ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ КУЛ ШАРИФА»

В свою очередь помощник президента РТ и бывший мэр Казани Камиль Исхаков, в марте прошлого года возглавивший инициативную группу по вопросам строительства соборной мечети (создана по поручению президента Рустама Минниханова), в разговоре с корреспондентом «ВК» отметил:

- Конечно, было бы лучшим вариантом - уложиться к 1100-летию принятия ислама. Но пока мы, похоже, опаздываем. В настоящее время идет напряженная работа над вариантами размещения мечети: рассматриваем их с точки зрения транспортной доступности, чтобы метро обязательно было рядом, с точки зрения архитектурного ландшафта… Возможно, потребуется согласование места застройки с ЮНЕСКО, под охраной которого находится Казанский кремль и прилегающая к нему территория (речь - об участках у «Чаши» и парка «Кырлай», которые находятся в буферной зоне объекта Всемирного наследия. - «ВК»). Там много разных моментов. Как человек, наделенный государственными полномочиями, я не могу раньше времени раскрывать всех деталей.

Как государственный человек Исхаков не сказал прямо, но дал понять, что пескобаза в Кировском районе - не самое подходящее место для будущей мусульманской святыни.

По его словам, как только площадка для строительства будет определена, Татарстан объявит международный конкурс архитектурных проектов соборной мечети.

- После этого можно будет заложить первый камень и капсулу с посланием потомкам, - сказал помощник президента.

- Рядом с «Кырлаем» соборной мечети будет тесно, а пескобаза, на мой взгляд, - это задворки города. Строить нужно на улице Сибгата Хакима у «Чаши». Это самое лучшее место, - высказал свое мнение «ВК» заслуженный архитектор РТ, автор 13 реализованных проектов мечетей в России и ближнем зарубежье Айвар Саттаров. - Если мечеть будет стоять в новой части города, на правом берегу Казанки, она будет символизировать устремленность мусульман республики в будущее. Поэтому, на мой взгляд, это должна быть суперсовременная мечеть, выполненная не в арабском, османском и прочих старых стилях, а в стиле завтрашнего дня. Я вижу будущий собор как большой многофункциональный комплекс с многоуровневой подземной парковкой, конференц-залами, музейными и публичными пространствами. Новая мечеть должна стать своего рода исламским центром Татарстана и архитектурным украшением города.

Отвечая на вопрос «ВК», хватит ли места на песчаном берегу для столь грандиозного сооружения, Саттаров не исключил, что в случае, если будет решено построить на этом месте мечеть, рассчитанную на большее количество верующих, чем заявлялось изначально, придется намыть еще песка.

- Обсуждается ведь вариант и на 50 тысяч прихожан, - отметил собеседник. - Для сравнения, Кул Шариф, над проектом которой я работал с группой архитекторов девять лет, рассчитана на 1700 человек, а с учетом пространства в вестибюлях и на верхних площадках способна вместить до трех тысяч. Но мне кажется, в Казани нет реальной потребности в возведении 50-тысячной мечети - у нас не такое исламизированное население, как, например, в Стамбуле, где в прошлом году открыли крупнейшую в Турции мечеть Чамлыджа вместимостью более 60 тысяч человек. Она занимает огромную территорию, которая почти всегда заполнена верующими.

На сколько верующих будет рассчитана казанская супермечеть, «ВК» уточнила у Камиля Исхакова.

- Еще раз повторю, все зависит от того, какое место будет выбрано, ведь ЮНЕСКО и Минкульт РФ могут наложить свои ограничения. Мы хотим, чтобы новая мечеть могла собрать в своих стенах всех верующих. Сейчас, по моим данным, в Казани регулярно ходят в мечети около 30 тысяч мусульман. Мы также хотим, чтобы новая соборная мечеть стала не только жемчужиной Казани, но и вошла в сотню красивейших мечетей мира, как Кул Шариф. Она не может быть хуже Кул Шарифа.

«ПРОТЕСТЫ БУДУТ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО МЕЧЕТЬ»

- Вопрос с местом для строительства мечети - очень тонкий политический вопрос. Это как солнечный зайчик, который при малейшем движении держащей зеркальце руки перемещается совершенно в другое место. Думаю, что при малейшем намеке на движение против строительства мечети у «Чаши» этот проект, если он всерьез рассматривается, свернут - так же как в 2019 году свернули строительство храма в сквере Екатеринбурга, - считает краевед и автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев. - Насколько я помню, про соборную мечеть говорят уже лет десять, а в последние годы тему актуализировало восстановление православного собора Казанской иконы Божией Матери. Мусульмане в какой-то степени обижены - ведь расположенная на территории Кремля Кул Шариф является больше музеем, чем мечетью: по моим наблюдениям, туристов там бывает больше, чем верующих. Но я убежден, что если соборную мечеть решат строить у «Чаши», протесты по этому поводу будут обязательно. Не потому, что это мечеть, а потому что там очень плотная застройка, к тому же жилье считается элитным. В мечеть будет постоянный поток людей, это будет сильно давить на дорожную инфраструктуру и прочее. Кроме того, береговую полосу между «Чашей» и «Ривьерой» казанцы используют как пляж, играют там в волейбол. Почему бы не сохранить берег для отдыха горожан? Напомню, что в качестве одного из возможных мест размещения соборной мечети рассматривался въезд в Адмиралтейскую слободу со стороны улицы Большой. Там в свое время намыли огромную территорию для строительства парка в честь 300-летия Адмиралтейской слободы, но с парком не получилось. Можно построить мечеть там.

«ПОЖАЛЕЙТЕ РЕКУ!»

- Я не понимаю, почему строительство чего бы то ни было нужно вести за счет водного объекта, который является достоянием города. Если решение об очередном гидронамыве на Казанке действительно примут, это будет очень жестокое в экологическом плане решение, которое окончательно добьет реку и превратит ее в канал, - предупреждает завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, доктор биологических наук Нафиса Мингазова. - Казанка - не простая река, она у нас уникальная. Это единственная в республике река с высокоминерализованной сульфатной водой, которая обладает бальнеологическими свойствами. Купание в такой воде очень полезно, поскольку она оказывает оздоравливающее действие на кожу. И нам бы не возводить здесь бетонные набережные, а развивать пляжные зоны и парки, как это определено в Стратегии развития прибрежных зон реки Казанки. Класс качества воды в Казанке и так уже поменялся с умеренно загрязненной на загрязненную, а гидронамыв всегда приводит к загрязнению, заилению и деградации экосистемы. Я уж не говорю о том, что гидронамывы у нас осуществляются варварским способом, как в XIX веке. Считаю, что помыслы создателей религиозного сооружения должны быть чистыми и мечеть не должна строиться за счет уничтожения чего-то, в данном случае - природного объекта. Пожалейте реку!

Наталия Васильева, Евгений Аксенов