После введения санкций казанцы с тяжелыми заболеваниями не могут найти в аптеках нужные лекарства
Фарминдустрия остро реагирует на социальные процессы, происходящие в стране. С начала пандемии аптечные сети пережили многое: ажиотаж на маски и противовирусные, исчезновение градусников с прилавков, проблемы с поставками импортных препаратов и многое другое. Самым серьёзным испытанием для отечественной фармацевтики в этом списке однозначно стали санкции. Ситуация с отсутствием некоторых препаратов в аптеках с момента ограничений поставок поменялась, но до конца не решилась.
По мнению исследователей фармацевтического рынка DSM Group, санкционные меры напрямую не отразились на лекарственном обеспечении населения России, а носили косвенный характер, касающийся логистики. Тем не менее как минимум две крупные компании, занимающиеся разработкой лекарств для лечения таких серьёзных заболеваний, как ВИЧ-инфекции, гепатит, шизофрения, онкологические заболевания и диабет российский рынок все-таки покинули (Bristol Myers, Eli Lilly). Осенью 2022 года Минздрав и Минпромторг объявили курс на импортозамещение, направленный на увеличение количества отечественных лекарств в ассортименте аптечных организаций.
«ЭТО ПОСТОЯННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, РИСК ПОТЕРЯТЬ РОДНЫХ»
Самыми первыми перебои с поставкой препаратов ощущают на себе льготники: чаще всего это люди с серьёзными заболеваниями - те, кто буквально живет только благодаря лекарствам. Для них остро стоит проблема изменения качества препарата при импортозамещении и отсутствие необходимого перечня медикаментов.
- Это как пересесть с «Mercedes-Benz» на «LADA», - делится мнением Юрий Никишин, приобретающий лекарства для своего сына инвалида. – Вроде все соответствует ГОСТам российского законодательства, но пока это несравнимо. Качество очистки у российского сырья явно проигрывает, так же есть лекарства, которые появляются периодически и в малых партиях. Приходится искать по друзьям, у кого могут быть запасы этих лекарств, или обращаться к знакомым за границей. Это постоянное напряжение, незнание, что будет завтра, риск потерять родных.
Проблему отсутствия некоторых позиций подтверждают фармацевты, хоть ситуация, с их слов, и не выливается в масштабы катастрофы.
- Сложности, безусловно, есть, но пока это не выходит за рамки чего-то сверхъестественного, - рассказывает фармацевт сети казанских аптек. - В основном проблемы касаются серьёзных препаратов, которые применяют при онкологии, треморе, болезнях щитовидной железы. С ними действительно перебои. Когда год-полтора назад ввели санкции, был составлен целый список препаратов, которых ждать не стоит. В основном это лекарства, которые люди принимают годами. До сих пор по некоторым позициям решения нет: они либо выходят очень малыми партиями, либо отсутствуют. В отношении других позиций ситуация вполне стабильная: всегда есть аналоги, хорошие российские поставщики - те же «Нижнефарм», «Сотекс» поставляют очень качественные лекарства. Сложность сохраняется для людей с серьёзными заболеваниями.
ПРЕПАРАТЫ ЗАКУПАЮТ ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАН И ТУРЦИЮ
Частные медицинские компании, кто работал с иностранными препаратами, также сильно ощутили введение запрета на поставки лекарств. Предприниматели ищут выход в изменении логистики поставок.
- Не всем нашим врачам нравятся российские аналоги. Кто-то считает, что при них теряется прогрессивность лечения, приходится переходить на более простые вещи, - рассказывает врач-терапевт стоматологической клиники Алсу Юмакулова. – Как выход - ищем другие пути закупок качественных препаратов. Сейчас много появилось неплохих китайских лекарств заводского качества. Логистику меняем, приходиться покупать через Казахстан, Турцию. Если кто-то едет заграницу, ему сразу целый список лекарств заказываем. Очень жаль, что перестали поступать израильские препараты, пропали также хорошие препараты российского производства (состав которых основывался на импортном сырье — Ред.). В общем, тема препаратов до сих пор сложная, все время приходиться искать разные пути решений, хотя, конечно, за год удалось уже немного перестроиться.
ДЖЕНЕРИК — НЕ ВЫХОД
Те, кто изначально пользовался лекарствами российского производства, особых изменений в наличии медикаментов не замечают. Периодически возникают ситуации с нехваткой какого-то препарата, например, пропажа с прилавка некоторых антибиотиков или венгерского препарата «Норколут». Однако на данный момент серьёзных проблем с лекарствами граждане не отмечают, сетуя лишь на разницу в цене в разных аптеках.
Справочная по поиску лекарственных препаратов весьма эффективно подбирает аналоги оригинальным препаратам как иностранного, так и отечественного производства. На запрос «Вальпроевая кислота» (Valproic acid) — одного из эффективных противосудорожных препаратов, который теперь не найти на прилавках российских аптек, нам выдали такие аналоги как «Депакин» и «Вальпарин». То есть фактически русские аналоги есть, но здесь уже встает вопрос их качества: многим пациентам дженерики просто не подходят — их не принимает организм. Дело в том, что в дженериках основное вещество может совпадать с оригиналом, а вот вспомогательные скорее всего будут отличаться, что скажется и на их действии. Так что говорить об идентичной замене одного препарата другим не приходиться.
На прилавках российских аптек по-прежнему остаются позиции импортного производства, правда уже в несравнимо меньших количествах. Бывает, что иностранные компании отменяют поставки только определённых препаратов, сохранив при этом другие. Так что ситуация с лекарствами весьма гибкая — кому как повезет.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ИМПОРТНЫХ ЛЕКАРСТВ
В ГУП «Таттехмедфарм» нам объяснили, что проблема отсутствия отдельных наименований лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке республики не новая, она периодически возникает по разным причинам. В первую очередь, конечно, реакция общества связана с повышенным ажиотажем вокруг привычных разрекламированных препаратов.
Также причинами отсутствия импортных лекарств могут быть: истечение срока действия регистрационного удостоверения, выданное Минздравом РФ, проведение производителем процедуры перерегистрации в Государственном регистре лекарственных средств, отсутствие на фармацевтическом рынке субстанции для производства лекарственного препарата, необходимость регистрации или перерегистрации предельной цены производителя на препараты, включённые в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты).
Для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, а также пациентов, находящихся на стационарном лечении, в соответствии с федеральным законодательством проводятся аукционы, заключаются государственные контракты с поставщиками на поставку медицинской продукции. Все торги на поставку лекарств, со слов ведомства, на 2023 год уже проведены и товар поступает на аптечный склад ГУП «Таттехмедфарм» в плановых количествах.
- Жалоб и запросов от населения в настоящий момент не поступает, вся работа производиться в обычном режиме — заявили нам в «Таттехмедфарм».
Автор: Гузель КасимоваФото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Татарстанские власти пытаются найти свежие и оригинальные идеи. Ведутся попытки понять, как сохранить и приспособить уникальный объект к современному использованию.
В России снова выбирают объект для размещения на банкноте. На купюре в тысячу рублей появится символ Поволжья.
Силовики в связке с Роспотребнадзором очистили город от микродозинга мухоморов и теперь ломают голову над энергетическими ингаляторами.
В России перекрывают мошеннические схемы по регистрации несуществующих детей. Рожать дома никто не запрещает, но есть несколько «но».
В следующем году все объекты размещения туристов должны будут получить классификацию. Такой подход повысит качество предоставляемых услуг, считают эксперты. Конкуренцию выдержат не все.