Аналитика
7 июля 18:05
Автор материала:Алия Резванова

Зарплаты татарстанцев «упрутся в потолок» из-за замедления роста экономики

Уровень безработицы продолжает снижаться, но работодатели больше не могут заманивать специалистов премиями, и оптимизируют расходы. Специалисты констатируют: рост доходов постепенно замедлится, а напряжение на рынке труда не снизится.

Зарплаты татарстанцев «упрутся в потолок» из-за замедления роста экономики

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Татарстан вошел в число регионов, в которых больше всего жаловались на лишение или сокращение бонусов к зарплате. В ходе опроса hh.ru совместно с НПФ «Эволюция», в котором приняли участие две тысячи соискателей России, 43% татарстанцев рассказали, что не получают премии на работе. Оставшиеся получают их либо раз в месяц, квартал, год, либо в зависимости от результатов работы. 56% из тех, кто все еще получает премии, сообщили, что за последний год размер бонусных выплат не изменился, у 12% вырос, у 29% объем премий сократили, а 3% респондентов из Татарстана пожаловались, что работодатели вообще перестали их премировать.

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

По данным hh.ru, медиана предлагаемой зарплаты в республике за первое полугодие 2025 года составляет 74,3 тысячи рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года она выросла на 18%. При этом динамика в 2024 году к первому полугодию 2023 года была более заметной и составляла 24,5%.

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Из информации министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана следует, среднемесячная заработная плата сотрудников предприятий и организаций республики, включая субъекты малого предпринимательства, в первом квартале 2025 года составила 81,5 тысячи рублей. С начала года показатель вырос на 7,85%.

В пресс-службе ведомства также сообщили, что уровень регистрируемой безработицы в Татарстане снизился до 0,15%. Наибольший кадровый дефицит по-прежнему наблюдается в промышленной, строительной и транспортной отраслях. В среднем на одного безработного приходится более 15 вакансий, на квалифицированных рабочих промышленности, строительства и транспорта — более 60 вакансий, по операторам, сборщикам и водителям — более 30 вакансий.

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Чрезмерно низкая безработица негативна для экономики в целом, подчеркнул заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.

— С одной стороны, предприятия испытывают кадровый голод, что не дает возможности расширять производство. С другой стороны, предприятия вынуждены жестко конкурировать за работников, повышая зарплаты и собственные издержки, которые перекладываются в конечном итоге на потребителей, что провоцирует рост цен, — пояснил собеседник.

Рынок труда охладился

Учитывая замедление роста экономики, наблюдаемое в текущем году, тенденцию на сокращение премий руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая называет ожидаемой.

— В 2023-2024 годах экономика росла темпами выше 4% в год за счет бюджетного стимула и кредитования, что позволяло компаниям перекладывать растущие издержки на потребителя, и главной проблемой был дефицит трудовых ресурсов. Компаниям приходилось бороться за работников, переманивая их повышением зарплат и премиями, что способствовало разгону инфляции, — вспомнила эксперт.

В 2025 году ситуация существенно изменилась. Спрос тормозится высокими кредитными ставками, изменением характера бюджетной политики и сложными экспортными условиями, вызванными укреплением рубля с начала года более чем на 25%. Также с начала года у компаний выросла ставка налога на прибыль.

Рост экономики и прибыли компаний замедляются, особенно сложная ситуация наблюдается в экспортных отраслях и отраслях с длительным инвестиционным циклом.

—  Хотя рынок труда еще и остается дефицитным, компании все больше экономят, и выплаты премий здесь наиболее очевидная статья для экономии. Происходит и замедление роста зарплат, хотя данные публикуются с длительным запаздыванием, а годовая статистика зарплат в первом квартале искажена досрочным переносом выплат бонусов многими компаниями с начала года на конец прошлого года для оптимизации налогов, — сказала аналитик.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Генеральный директор консалтинговой компании «Эйчар Перезагрузка» Наталья Громова подтвердила, что на рынке наблюдается тенденция к сокращению премий и бонусов в целом ряде отраслей, включая ИТ, финансы, продажи и строительство.

— Это подтверждается не только статистикой, но и запросами компаний, с которыми мы работаем. Причины вполне прагматичны: в условиях замедления экономического роста и неопределенности бизнес фокусируется на оптимизации постоянных расходов. Повышение окладов в 2023–2024 годах было вынужденной мерой для привлечения специалистов на фоне кадрового дефицита, однако сейчас возможности для дополнительного вознаграждения сжимаются, — пояснила эксперт.

Рынок труда в 2025 году демонстрирует признаки охлаждения. По словам Громовой, доказательством этому служит снижение новых вакансий по ряду направлений, особенно это заметно в административных и операционных ролях. Крупные и средние компании пересматривают штатное расписание, и в первую очередь систему переменной части оплаты труда. Премии часто «замораживаются» или становятся более индивидуализированными.

Настроения соискателей также изменились: они стали более осторожны, чаще оценивают стабильность компании, перспективы развития и команду. Работодатели, в свою очередь, делают ставку не только на привлечение, но и на удержание ключевых специалистов. В тренде работа с вовлеченностью, развитие внутрикомандного взаимодействия, рост интереса к программам менторства и карьерного планирования.

«На рынке сложилась противоречивая ситуация»

Снижение премий и бонусов это реакция бизнеса на экономическую ситуацию, говорит генеральный директор кадрового агентства «Топхантер» Арина Аль-Масри. После периода «горячего» рекрутинга 2021–2023 годов, а именно жесткой конкуренции за релевантных кандидатов среди работодателей, когда работодатели были вынуждены резко поднимать оклады для привлечения специалистов, многие компании подошли к 2024–2025 годам с перелимитом фонда оплаты труда.

— Далее в 2024 году началось замедление темпов роста бизнеса и сложилась ситуация сильного давления на бюджет. Для бизнеса изменить систему переменной мотивации проще: не нужно пересматривать трудовой договор, бонусы менее защищены юридически, и их отсутствие можно обосновать неполным выполнением KPI (ключевые показатели эффективности «ВК»), — вспоминала эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По словам Аль-Масри, на рынке труда сложилась противоречивая ситуация: потребность бизнеса на специалистов сохраняется на высоком уровне, но компании осторожнее тратят деньги на персонал. Рост окладов продолжается, но его темпы замедлились. По данным «Топхантер», в Татарстане средний предлагаемый оклад в вакансиях за первое полугодие 2025 года вырос всего на 3–4%, что не покрывает текущую инфляцию.

«Людей перевели на 0,25 оклада. Какие уж тут премии»

Коммерческий директор кадрового агентства «Основа+» Марк Левин согласился, что некоторые компании из реального сектора столкнулись со сложностями в конце 2024 — начале 2025 года.

— Есть примеры сокращений персонала. Совсем недавно разговаривал с представителем компании, с которой работаю 15 лет. До конца года всех окладников перевели на 0,25 оклада. Люди стали увольняться. Какие уж тут премии, — поделился собеседник.

В то же время есть компании, которые продолжают набор персонала, в том числе мотивируют их увеличением заработной платы, заметил Левин. Ожидания хороших специалистов, имеющих профильный опыт работы, по словам эксперта, варьируются в районе 150 тысяч рублей без учета бонусов.

Ожидания соискателей за последние 7-8 месяцев изменились, рассказал Левин. Если раньше надо было их «вызванивать», сейчас кандидаты на вакансии звонят сами.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Также в последние несколько месяцев активизировались и работодатели, которые долгое время были пассивны. Собственники компаний меняют тех руководителей, которые «расслабились», и специалистов, которые живут на старых заслугах. В поиске «свежей крови» обращаются в кадровые агентства, добавил специалист по подбору кадров. Активно ищут работодатели финансовых и коммерческих директоров, главных инженеров, руководителей отдела продаж. Интересным сотрудникам готовы платить выше рынка, но с ними договариваются индивидуально.

— Мы ждем рост безработицы в феврале — апреле 2026-го. Первый «звонок» возможно будет этой осенью, — спрогнозировал Левин.

Промышленники закрывают вакансии

Директор ООО «Инженерно-производственный центр Бугульма» Ольга Айдуганова подтвердила, что компании сократили расходы на премиальный фонд. Она пояснила, что бонус и премия — это часть прибыли, которой работодатель делится с сотрудником, благодаря которому была получена эта прибыль. Прибыль заметно сократилась, а налоги наоборот, выросли, поэтому бонусы не выплачиваются. 

— Надо понимать, откуда берутся деньги для выплаты, они не размножаются методом почкования, не появляются ниоткуда. У нас, например, выросли инвестиции, но выручка падает, более того, падает прибыль, потому что выросли расходы, стоимость материалов, размер налогов. Премии сократились, это так, но оклады выросли, — подчеркнула Айдуганова.

Проблем с кадрами нет, но проблемы есть у предприятий: они закрываются, обратила внимание собеседница. Трудности возникают с определенными категориями сотрудников. По словам Айдугановой, сложно найти бухгалтера, но в рабочих специальностях рынок недостатка не испытывает.  

Рассуждая о трендах, руководитель предприятия заметила, что люди, в том числе и работодатели, стали менее терпимы к различным требованиям работников. Она также заметила, что среди HR татарстанские работники зарекомендовали себя как очень требовательные к условиям труда. Однако, как показывает история, в период кризисов социальные программы сокращаются или убираются. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Генеральный директор группы компаний «Далини», депутат Госсовета Татарстана, председатель Совета реготделения партии «Новые люди» в республике Руслан Нигматулин заявил, что ситуация на рынке труда в 2025 году кардинально отличается от того, что происходило предыдущие 3-4 года: нет такого сильнейшего дефицита кадров, мало открытых вакансий в организациях. Происходит высвобождение рабочей силы.

Причина в общей ситуации в экономике. По словам Нигматулина, обороты компаний упали на 20-50% в зависимости от отрасли. Особенно зарплаты и премии просели в тех специальностях, где они были привязаны к объему продаж, выручке, прибыли.

— С осени 2024 года практически у всех идет оптимизация расходов, у многих и персонала. Где-то вводят сокращенные недели, где-то административные отпуска. Но людей на производствах стараются сохранить, потому что это основа. Если сейчас потерять, потом быстро не найдешь, — рассуждал предприниматель.

Рынок «оживет», как только произойдет снижение ставки

Руководитель отраслевого комитета «Станкостроение» делового объединения кластеров России Адель Хазиев рассмотрел проблему кадров через призму военно-промышленного сектора. Он пояснил, что основным потребителем станкоинструментальной отрасли были государственные предприятия.

— Для повышения производительности и наращивания объемов продукции правительством с 2023 года было выделено колоссальное количество денежных средств, на которые управленцы должны были обеспечить производства. И если оборудование они закупить смогли, то поставить людей за станки так и не удалось, — рассказал собеседник.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Первым и самым очевидным решением стало увеличить зарплаты сотрудникам для замещения вакансий. Однако если переучить рабочих в продавцов не составило труда, что произошло в девяностых, но в обратную сторону это сделать практически невозможно, заметил Хазиев. Последствием стал неоправданный рост уровня зарплат в последние два года, чем и пользовались инженерные и рабочие кадры, переходя от одного работодателя к другому, даже если разница между заработной платой составляла пять тысяч рублей. Что снова побуждало поднимать зарплату ввиду оттока кадров.

— Сегодня из-за высокой процентной ставки Банка России, недоступности кредитов, мы наблюдаем приостановку массового набора на предприятия и даже случаи банкротства среди малого и среднего бизнеса. Но охлаждение на рынке явление временное. Как только произойдет снижение ставки, наращивание мощностей возобновится у тех, кто уцелел, — прогнозирует эксперт.

«Людей нет и не будет»

Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин основным фактором, который заставляет работодателей «бежать быстрее» считает ограниченное количество рабочей силы.

— Если раньше мы жили в условиях демографической ренты, когда, простыми словами, стояла очередь за забором, было много молодежи и в целом людей, ищущих работу, то сейчас их нет, — пояснил Травкин.

Дефицит кадров вынуждает работодателей вкладываться в технологии, потому что купить экскаватор дешевле, чем платить 10 людям, которые выкопают яму. Таким образом, шансы на выживание имеют только те предприятия, которые инвестируют в автоматизацию. Другие быстро упрутся в потолок покупательской способности, потому что стоимость товаров и услуг не может расти бесконечно, в какой-то момент их просто перестанут покупать, и бизнес ждет крах.

Травкин прогнозирует, что дефицит кадров будет влиять на экономику еще долгое время.

— Людей нет и не будет. Это будет определять российский рынок труда десятилетия вперед, — сказал эксперт.

За нехваткой людей последует перестройка процессов, вынужденное закрытие предприятий, особенно тех, которые в основе бизнеса использовали дешевую рабочую силу. Дальнейшее будет зависеть от экономических условий, потому что востребованность кадров сильно зависит от спроса на товары и услуги.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Экономист «Ренессанс Капитал» Андрей Мелащенко прогнозирует, что с учетом жесткой денежно-кредитной политики мы можем увидеть снижение напряженности на рынке труда, так как все больше предприятий будут вынуждены откладывать свои инвестиционные проекты.

— Однако при сохранении статус-кво долгосрочный тренд на снижение безработицы в перспективе ближайших лет вряд ли будет переломлен с учетом текущей демографической пирамиды. В перспективе 5–10 лет на рынок труда будет выходить поколение высоких по рождаемости 2009—2016 годов, это может поспособствовать росту рабочей силы, — предположил эксперт.

Начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев считает, что Банк России нацелен на «мягкую посадку», то есть сдержанное охлаждение экономики без перехода в рецессию и соответственно без существенного негативного влияния на рынок труда. Экономическую активность поддержит выход на рынок труда многочисленного поколения начала нулевых, прогнозирует эксперт.

Ольга Беленькая прогнозирует замедление роста зарплат в номинальном выражении в текущем году до 12-13% после более чем 18% в 2024 году. Рост реальных зарплат, по ее мнению, также замедлится: с 9,1% в 2024 году до примерно 3% в этом, при этом положительным фактором для реальных зарплат должно стать замедление инфляции, хотя по году инфляция все еще останется высокой.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей