Заморозка цен удержит стройкомплекс Татарстана от коллапса
Cтройотрасль страны то и дело лихорадит от дефицита основных материалов и роста их стоимости. Чтобы в предстоящий сезон избежать коллапса, Татарстан был вынужден договориться с рядом производителей о заморозке цен на год.

Заморозить цены на год
В последние год-два каждый строительный сезон в России становится крайне непростым. Причиной тому рост цен на стройматериалы и их дефицит. В этих условиях Татарстан, который отличают высокие темпы строительства, пошел по своему пути. Производители цемента, нерудных и инертных материалов выразили готовность на год зафиксировать цены для строительного сектора республики, сообщил 12 февраля в своем телеграм-канале депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон.

Крупные компании, которые производят и поставляют цемент и щебень на республиканские стройки, согласились «закрыть» годовые объемы по определенной цене, пояснил он. Народный избранник подчеркнул, что эта мера «позволит зафиксировать стоимость строительства в первую очередь социальных объектов, исключив риски дополнительных расходов и ценовых колебаний, которые напрямую влияют на сроки и бюджет строительства».
— Производитель понимает, что в ближайший год определенный объем его материала будет выкуплен и на основе этого строит свою финансово-хозяйственную деятельность, — говорит строительный эксперт, директор Института строительно-технической экспертизы Павел Архиереев. — Ему не надо вкладываться в маркетинг этого количества товара, его продвижение и т. д. Он профилирует производство конкретно под эти поставки. Это выгодно.
Собеседник издания отмечает, что Татарстан в этом случае не изобрел велосипед: «Это фрагмент плановой экономики, существовавшей во времена СССР».
На очереди — аналогичные соглашения с металлургическими предприятиями и производителями кабельной продукции. Пока с ними ведутся переговоры. Илья Вольфсон уверен, что благодаря такой поддержке Татарстан не потеряет традиционно высокий на фоне других регионов темп строительных работ.
— Главное, чтобы не подвела железная дорога и ежемесячные объемы вовремя дошли до всех строек, — обозначил «узкое место» прошлогодних поставок стройматериалов в республику народный избранник.

В состоянии шоковых вызовов
— Последние пять лет не только рынок стройматериалов, вся экономика живет в состоянии шоковых внешних вызовов. Сначала пандемия, потом санкции, валютные колебания, адаптация к новым реалиям и так далее, — напомнил «Вечерней Казани» Илья Вольфсон.
Что же касается динамики удорожания стройматериалов, она, по его словам, всюду разная, даже по основным позициям.
— В среднем, наверное, цены выросли не менее чем на 70 процентов, — констатирует депутат.
Например, весной позапрошлого года внезапно подорожала арматура — на 36 процентов за месяц. А осенью того же 2023 года на 60 процентов прибавили в стоимости инертные материалы. Тогда проблема, по словам народного избранника, была в логистике: «Из-за обмеления рек приходилось перевозить грузы с помощью дальнобойщиков, а это в несколько раз дороже». Не обошлось без накладок и в прошлом году: «Внезапно исчез весь цемент, чем воспользовались перекупщики, которые тут же задрали цены». Тогда были сложности на железной дороге — то не было вагонов, то локомотивов.

Илья Вольфсон обратил внимание на то, что в каждом регионе своя ситуация с поставками стройматериалов — все зависит от того, какие производства есть в субъекте, какими логистическими цепочками приходится пользоваться и какой у него в целом объем строительства.
«Ставили в очередь на месяцы»
Исполнительному директору Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) Антону Солону прекрасно известна эта проблематика.
— Была усложнена логистика и имели место очень серьезные проблемы с железнодорожным транспортом. Поставки сухих строительных смесей ставили в очередь на месяцы, — говорит он.
По словам собеседника издания, стройматериалы в стране в 2024 году «действительно подросли в цене — в среднем на 15–20 процентов». Однако этому есть объективные причины. В качестве таковых исполнительный директор НОПСМ назвал повышение стоимости электроэнергии, перевозок, оплаты труда и дефицит кадров. Последний был вызван ужесточением миграционной политики: «Из России выехало очень много граждан сопредельных государств, что, по оценке Марата Хуснуллина, вытянуло со строек порядка 1 миллиона человек».

Но даже все эти факторы, акцентирует внимание эксперт, способствовали увеличению цен на стройматериалы лишь на 10–20%: «Могло быть и больше». Антон Солон также заявил нашему изданию, что утверждение о том, что повышение стоимости стройматериалов является драйвером удорожания строительства — миф. По словам собеседника издания, они составляют в стоимости квадратного метра меньше 10%. В последнее время возникли дополнительные факторы роста стоимости жилья, не относящиеся напрямую к строительству, отметил он. К ним относится стоимость земельных участков, размер налогов, сложности с избыточным фондом, который набрали застройщики.
— Это привело к тому, что квадратный метр вырос в цене за последние 10 лет в 6 раз! А стоимость строительных материалов за это время увеличилась примерно на 60 процентов, то есть гораздо меньше, — резюмирует он.
«По большому счету деньги перетекли в банки»
Исполнительный директор НОПСМ придерживается мнения, что жалобы застройщиков на высокие цены на материалы и их нехватку не вполне соответствуют действительности: «На кого-то валить надо. Проще всего на производственников».

Ссылаясь на проведенное исследование, Антон Солон сообщил, что за последнее десятилетие российские застройщики в совокупности «заработали на факторах, не связанных со стоимостью квадратного метра, дополнительно и необоснованно более двух триллионов рублей». По его словам, роль в этом играют в том числе банки, которые в результате введения механизма эскроу-счетов стали главными выгодоприобретателями средств: «То есть, по большому счету, деньги перетекли в банки».
— Только задекларированная прибыль ГК ПИК больше, чем у всех вместе взятых цементных заводов России, — привел пример исполнительный директор национального объединения стройиндустрии.
Как известно, цемент — основной строительный материал. Почему возник его дефицит? По словам собеседника издания, цементные заводы по технологическим причинам всегда были недозагружены примерно на 30%. И если возникает потребность, они не могут гибко реагировать — быстро увеличить свои мощности. А новый цементный завод без гарантированных объемов никто строить не будет, так как «это просто гигантские деньги». Рост стоимости цемента тоже связан с этим процессом, уверяет он.

«Мы подвержены серьезным сырьевым скачкам»
Основатель и совладелец федеральной компании «Биоват» (производит утеплители и шумоизоляционные материалы) Сергей Романов напоминает, что в нашем климате ни одна стройка не обходится без утеплителей. Если, конечно, это не холодный ангар или склад. К слову, несмотря на плотную конкуренцию в Татарстане (один из заводов датского производителя Rockwool находится в ОЭЗ «Алабуга»), собеседник издания намерен в конце этого либо в начале следующего года построить в Казани завод.
Сырьем для производства самых востребованных утеплителей служит базальтовая порода, рассказывает он. К примеру, стены многоквартирных домов утепляют именно им.
— Мы подвержены серьезным ценовым скачкам. Исходный материал дорожает. Мы, естественно, в процентном соотношении тоже поднимаем цены, — излагает ситуацию он, отмечая, что сырье российское либо из дружественных Китая и Индии.

По словам Романова, пик роста исходного материала в сезон доходил до 15%, но не на все виды материалов. Он придерживается мнения, что на самые востребованные позиции искусственно взвинчивают цены поставщики. В частности, по его мнению в полной мере пользуются сезоном и дефицитом продукции поставщики базальта. Его месторождений мало и они сконцентрированы, в основном, на Урале и в Карелии.
Основываясь на практике 2023—2024 годов, собеседник издания ожидает три-четыре взлета цен за строительный сезон.
— К сожалению, ценовые качели на самые «ходовые» материалы неизбежны, — полагает совладелец компании «Биоват».
В последнее время появились сообщения о том, что сильно поднялась и стоимость пластиковых окон. Руководитель отдела продаж завода «Консиб-Ижевск» (у компании 4 четыре завода в России) Алексей Ежов утверждает, что оконные конструкции в прошлом году подорожали по сравнению с остальными стройматериалами не сильно: меньше, чем на 10%. Но в целом за 2022—2024 годы они, по его оценке, прибавили в цене практически 40%. Алексей Ежов объясняет это дефицитом материалов.
— Прервались логистические цепочки. Veka, Rehau — это все иностранные производители. Вся фурнитура, используемая в окнах, импортная. В последнее время в России появился производитель фурнитуры Futuruss, но его качество еще неровное, слабое, — рассказывает он.

А Антон Солон добавил, что группа ФСК купила крупнейший стекольный завод «Гардиан» и «фактически стала монополистом. Теперь у нее свое сырье, стекло, стеклопакеты из своего же материала». Он не исключил, что резкое повышение цен на пластиковые окна может быть связано с этим.
Проблема технологических линий «начинает вставать ребром»
По словам Ильи Вольфсона, в целом сегодня в России достаточно хорошо локализовано производство всех стройматериалов. Антон Солон подтверждает: за последние несколько лет импортозамещение по основным из них достигло 96%.
— Освоено всё, кроме плиток, герметиков, монтажных пен и отделочных материалов, которые применяются в дорогом сегменте, — докладывал он.
Примерно одинаковое количество заводов и объем выпускаемой продукции приходится на теплоизоляционные материалы, плитку, сухие смеси, кабельную продукцию, потолочные системы, газобетон. В различных компонентах и добавках, запчастях к оборудованию этот показатель пока скромнее — 50–70%.

Сырье российское, подчеркивает глава профобъединения. И хотя наша страна и экспортировала свою продукцию больше чем в 100 стран, «базовые стройматериалы где произведены, там и применяются». В то же время все оборудование в стране по-прежнему импортное, за исключением запчастей и компонентов, которые научились делать за последние 3-4 года.
— У нас нет школы по станкостроению, нет мощностей, патентов и, собственно, технологов, которые могут это делать, — признал он, добавив, что проблема вывода из оборота старых технологических линий «начинает вставать ребром».
А что Татарстан? По данным министерства строительства, архитектуры и ЖКХ республики наша база промышленности строительных материалов — одна из крупнейших в России. Мощности предприятий стройиндустрии позволяют полностью закрыть потребности стройкомплекса. Более того, мы снабжаем некоторой продукцией другие регионы России. В том числе в Татарстане выпускают инновационные материалы с улучшенными характеристиками.
Из-за пределов республики поступает цемент, так как у нас нет своих достаточно мощных месторождений маломагнезиальных известняков. Но начало положено. В конце 2020 года на территории ОЭЗ «Алабуга» введено в эксплуатацию предприятие по производству цемента низкой водопотребности «Татцемент» годовой мощностью 200 тысяч тонн. Также мы нуждаемся в керамической плитке и санфаянсе, арматуре и готовом прокате. Для их выпуска у нас также нет природных запасов необходимого сырья.

Цены стабилизирует биржа?
Антон Солон рассказал, что для решения проблемы ценовых качелей стройматериалов выдвинута инициатива. Бывший руководитель ФАС Игорь Артемьев, который возглавил Санкт-Петербургскую сырьевую биржу, предложил вице-премьеру российского правительства Марату Хуснуллину обязать производителей продавать не меньше 10% строительной продукции через биржу. Артемьев считает, что это позволит стабилизировать цены на нее.
— Совершенно не факт, — сомневается Антон Солон. — Цена материала на бирже в пиковые моменты может быть выше, чем у производителей.
Вместе с тем, по его информации, Хуснуллину идея понравилась, и, возможно, в ближайшее время этот механизм будет введен. Предлагалось, что на бирже будут продавать базовые стройматериалы: фурнитуру, цемент, сухие смеси и т. д.

Депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон — сторонник биржевой торговли стройматериалами. Он рассказал «Вечерней Казани», что во время визитов в районы своего округа обязательно заезжает посмотреть, как идет строительство или капремонт социальных объектов.
— Обычно все на высшем уровне, тут можно только поблагодарить раиса Татарстана за внимание и выделяемое финансирование, а глав — за постоянный контроль на местах. Тем не менее довольно часто звучит, что не хватает денег на проведение всех проектных работ. Они выделены в полном объеме, но по документам, которые прошли экспертизу год или полтора назад. За это время реальная стоимость материалов и производства работ вырастает, появляется разрыв, — обозначил он проблемный момент.
По словам собеседника издания, так и возникла идея фиксировать стоимость материалов через биржу. Депутат полагает, что это эффективно для таких краткосрочных проектов, как строительство соцобъектов.
— А для производителей это гарантия спроса, что позволяет прогнозировать объемы выпуска, закупать сырьё и оптимизировать логистику без риска резких изменений рынка, — рассуждает он.
Строительный эксперт, вице-президент федеральной Ассоциации технадзоров ИЖС Роман Аристов отмечает, что стройматериалы давно продаются через торги и «уже при размещении заявок поступают максимально выгодные предложения». Он полагает, что их реализация через биржу — это нечто похожее.
— Если я решу построить себе дом, мне будет проще проанализировать цены и закупить их максимально близко к производителю, — уверен собеседник издания.
А вот при строительстве многоквартирных домов и коммерческих объектов, по его мнению, покупка стройматериалов на бирже имеет смысл: «Будет создаваться какая-то конкуренция».

Совладелец компании «Биоват» Сергей Романов осторожен в прогнозах: «Все познается в сравнении, поэтому поживем-увидим». Он заметил, что пока такие материалы и товары не являются биржевыми. К тому же собеседнику издания известно, что это предложение «много кому понравилась», но в то же время немалому числу, казалось бы, заинтересованных лиц оно пришлось не по душе.
— Почему бы нет? Идея абсолютно здравая. К тому же это соревнование цен, — отзывается строительный эксперт Павел Архиереев.
Он напоминает, что продажи будущих периодов характеризуются фьючерсами.
— Производитель может продать свои материалы, еще даже не имея их производства. Инвестиции у него на руках — не надо идти в банк за кредитами. В итоге все получают выгоду, — резюмирует он.
Умеренный рост в рамках инфляционных ожиданий
Илья Вольфсон не сомневается, что основное подорожание стройматериалов в этом году еще впереди: «Не думаю, что оно будет агрессивным. Строительный сезон обещает быть довольно спокойным». По прогнозам национального объединения стройиндустрии, в этом году цены на стройматериалы продолжат расти. Но, полагает исполнительный директор НОПСМ Антон Солон, это будет умеренный рост в 10-15% в рамках инфляционных ожиданий.

Он думает, что масштабы производства стройматериалов в стране снизятся — в силу объективных причин. Если в прошлом году объемы строительства в России выросли на 1 триллион рублей (на жилье пришлась половина этой суммы), в этом году многоквартирных домов будет построено не меньше, а вот в разрезе индивидуальных предсказывают некоторое падение. Строительный эксперт Роман Аристов убежден, что сложилась совокупность факторов, поэтому цены на стройматериалы продолжат расти.
— Рано или поздно предел роста будет достигнут, — уверен он.
Пока же, по данным собеседника издания, с начала апреля планируется новое повышение стоимости перед высоким сезоном.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
На смену теплой зиме пришли три весенних месяца, в течение которых также прогнозируют нетипичную погоду. Некоторые эксперты видят в этом влияние глобального потепления.
С началом весны вступили в силу новые правила поступления в вузы, которые стали очередным поводом для волнений. Абитуриентов, планирующих учиться на платной основе, ждет сложный конкурс.
Сергей Миронов не успел выразить отношение к обвинению в рамках первого заседания по своему делу, однако журналистам бывший чиновник заявил, что полностью невиновен. Уже на следующем заседании защита подробно изложит свою позицию.
Развитие овцеводства тормозит отсутствие пастбищ и дальнейшей переработки шерсти.
Республике впервые за долгое время не удалось сократить число смертей на дорогах. Теперь власти пытаются провести работу над ошибками.