Закон о маркетплейсах замедлит динамику онлайн-торговли, но улучшит ее качество
Электронная торговля, к которой высказывала претензии классическая, обзавелась собственным законом. Маркетплейсы он вполне устраивает. В то же время объединения офлайн-торговли и Союз потребителей считают его сырым и требующим доработки.

Уравнять с традиционным ретейлом...
Армия татарстанских селлеров готовится работать по новым правилам. Речь идет о законе о платформенной экономике или так называемом законе о маркетплейсах, который был принят 31 июля этого года. И хотя он вступит в силу лишь 1 марта 2027 года, некоторые его нововведения проходят обкатку уже сейчас. Электронные площадки, не дожидаясь, когда та или иная норма станет обязательной, начали вводить их в свой обиход.

Принятие такого закона обсуждалось давно и было ожидаемым — доля онлайн-торговли непрерывно растет, и все больше стран начинают принимать меры для обеспечения большей безопасности и справедливых условий торговли в интернете, отметила «Вечерней Казани» руководитель исследований рынка юридический фирмы Digital & Analogue Partners Александра Звягинцева.
Собственно, создание справедливых условий как раз и было одной из задач законопроекта, разработанного Минэкономразвития. Офлайн-ретейл требовал уравнять цифровые платформы с ним в обязанностях. У представителей традиционной торговли набралось немало претензий к виртуальным собратьям. Свои обращения в администрацию президента, правительство и Госдуму направили нескольких крупных отраслевых ассоциаций.
Что вызывало недовольство торговых сетей? К примеру, они отмечали, что электронные площадки берут с продавцов комиссии, привлекают к работе самозанятых, получая за счет этого экономию, не несут ответственности за некачественный товар, так как не они его продавцы. Кроме того, на маркетплейсы не распространяется запрет на возврат поставщикам нераспроданных продуктов. Нет у них и обязанности компенсировать расходы на утилизацию остатков и т. д.
Высокие комиссии и недостаток информации о конкурентах
Татарстан — один из самых развитых субъектов в России в сфере онлайн-торговли наравне с Москвой и Санкт-Петербургом и значительно опережает другие регионы, подчеркнул нашему изданию управляющий партнер юридической компании Legal Eagles Армен Серобян.

Первый заместитель председателя правления — директор департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев напомнил, что в республике развитию маркетплейсов уделялось большое внимание.
Торгово-промышленная палата в свое время учредила организацию «Маркетплейс.Легко», которая помогала компаниям и индивидуальным предпринимателям выйти на торговые электронные площадки. Она же подсказывала, как правильно упаковать товар и выстроить логистику.
— На начальном этапе это очень сильно подтолкнуло развитие продаж татарстанских селлеров на маркетплейсах, — уверен он.
Собеседник издания рассказал «Вечерней Казани», что сейчас продавцы из республики в основном работают на Wildberries и Оzon, и, кроме того, на бурно развивающемся «Яндекс-маркете». Они стараются действовать на нескольких площадках одновременно, но в этом есть определенные сложности: «Штат компаний, реализующих свою продукцию на маркетплейсе, чаще всего небольшой: у 97 процентов продажников работает не более пяти человек». Одним словом, сил штатных единиц может не хватить.
Артур Николаев отметил как проблему №1 цифровых платформ очень высокую конкуренцию. Кроме того, предприниматели заявляют, что продвижение товара требует в том числе определенных финансовых вложений. На третьем месте из минусов у них — высокие комиссии со стороны площадок, а на четвертом — недостаточность информации на самих маркетплейсах по анализу ниш, конкурентов и продаж.
Одним словом, несмотря на то, что, по данным министерства экономики республики, с 2019 года к началу нынешнего года количество продавцов на маркетплейсах из Татарстана выросло в 212 раз, а годовой оборот — в 265 раз, острых вопросов хватает.

«На нас давят и давят, а маркетплейсы работают как хотят»
Представители татарстанской традиционной торговли так же, как и их российские коллеги, считают, что маркетплейсы находятся в более выигрышной ситуации. На круглом столе в Торгово-промышленной палате летом этого года, посвященном третьей волне маркировки продукции легкой промышленности, они возмущались в том числе и по этому поводу и требовали принять меры.
Члены инициативной группы предпринимателей, торгующих в ТЦ Казани, тогда прямо заявили: «Наш бизнес добивает отток клиентской базы на маркетплейсы». Между тем, честность работы электронных площадок вызывает у них большие сомнения. Женщины пояснили почему: покупатель смотрит на маркетплейсе одежду, произведенную в Турции, и оформляет заказ. Поставщик же привозит «в лучшем случае платье, сшитое в Киргизии, в худшем — подпольно в Китае».
По словам предпринимательниц, модель может оказаться один в один, но лекала и ткань при этом будут совершенно другие. В итоге покупка по красивой картинке приводит к тому, что после первой стирки платье отправляется на помойку. Подмена товара сходит цифровым платформам с рук. Никто не требует от них подтверждения, что одежду или обувь представил именно их производитель, а не фирма «Рога и копыта».
Кроме того, они напомнили, что в стране еще четыре года назад ввели маркировку обуви «Честным знаком». Одна из участниц инициативной группы рассказала, что как-то специально загодя перед совещанием заказала пять пар обуви на популярном маркетплейсе: «Ни на одной из них маркировки не оказалось».

— Получается, на нас давят и давят, а те же маркетплейсы работают как хотят, — заключили они. — Должны быть равные условия для всех.
Нести больше ответственности за размещаемые информацию и товары
Впрочем, возможно, описанные выше ситуации канут в Лету. С вступлением в силу норм закона на маркетплейсы будут распространяться дополнительные обязанности по защите бизнес-пользователей и покупателей, помимо тех, что установлены Гражданским кодексом, отметила нашему изданию Александра Звягинцева.
В частности, пояснила она, они теперь будут должны «пробивать» продавцов при заключении договора через ЕГРЮЛ, ЕГРИП или иную систему госидентификации, также проверять карточки товаров по госреестрам. Предложения с неполными данными, как и не соответствующие требованиям, надлежит блокировать. Также цифровые площадки не должны допускать размещения запрещенных товаров (например, агрохимикатов, БАДов, лекарств без регистрации). По мнению собеседницы издания, это позволит усилить товарную безопасность на платформах.
Руководитель исследований рынка Digital & Analogue Partners также обратила внимание на важные изменения в вопросе защиты прав продавцов. Маркетплейсы ограничат в установлении скидок за счет продавца. Электронные площадки будут обязаны получать предварительное согласие селлеров на такие скидки. При этом продавец будет вправе и отказаться от снижения цены. Помимо этого он может полностью запретить такого рода акции за свой счет.

И никакой дискриминации: все продавцы должны иметь равный доступ к услугам продвижения на платформе, влияющим на поисковую выдачу товаров. При этом Александра Звягинцева заметила, что эти изменения соответствуют мировому тренду на усиление ответственности маркетплейсов перед своими пользователями.
Ограничивают рыночное влияние маркетплейсов, зато усиливают контроль
По оценке управляющего партнера юридической компании Legal Eagles Армена Серобяна, закон о маркетплейсах принят своевременно с учетом расширения онлайн-торговли в экономике и роста ее влияния.
— Прежде всего он защитит продавцов от произвольных действий маркетплейсов, которые могут создавать препятствия для торговли на цифровых платформах или накладывать на продавцов излишние финансовые обременения, — подчеркивает эксперт.
Для маркетплейсов же законопроект устанавливает своего рода ориентиры для оценки допустимости их действий. Собеседник издания привел в пример запрет на одностороннее изменение договора без уведомления селлера.
Кроме того, Армен Серобян считает, что закон закрепил важную составляющую в деятельности маркетплейсов — посредническую функцию между продавцами и потребителями товаров. Так как установлены требования к карточкам товара, потребители, в свою очередь, получат больше гарантий безопасности приобретаемых ими товаров и услуг.
— Закон позволяет достичь определенного баланса интересов, а субъектам онлайн-торговли еще и более эффективно отстаивать свои интересы. С одной стороны, эти нормы ограничивают рыночное влияние маркетплейсов. С другой – усиливают контроль за продавцами и товарами, реализуемыми на платформе, — резюмирует управляющий партнер Legal Eagles.

По его мнению, закон хорошо проработан и в определенной степени позволит устранить многолетний дисбаланс, сложившийся между онлайн- и оффлайн-торговлей. Насколько успешно, позволит понять только опыт его применения.
«Пока неясно, насколько удалось закрыть проблемные зоны»
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов убежден в том, что все основные проблемы функционирования цифровых платформ «в полной мере» нашли свое отражение в законе о платформенной экономике.
По его мнению, законопроект четко определяет зоны ответственности и справедливо распределяет обязанности между всеми участниками процесса в цифровой среде: продавцом, площадкой и контролирующим органом. Также определен порядок взаимодействия с партнерами.
Речь идет об обязательном уведомлении об изменении существенных условий договора за 45 дней (ранее продавцы жаловались, что площадки изменяют их, как хотят, в одностороннем порядке). Также появился запрет на скидки за счет партнера без его согласия и уведомления и досудебное разрешение споров — теперь жалобу обязаны рассмотреть на площадке и в течение 15 дней дать на нее ответ.
Собеседник издания напомнил, что одновременно с законопроектом о платформенной экономике были внесены и другие изменения в отраслевое законодательство. В частности, в закон об основах государственной деятельности, закон о защите прав потребителей и в закон о деятельности иностранных лиц в интернете.
Президент АКИТ обратил внимание на то, что требования закона «О платформенной экономике» буду распространяться и на иностранные компании, включенные в реестр посреднических цифровых платформ (ПЦП). Компания будет обязана создать филиал или открыть представительство, учредить российское юрлицо. Ранее такие требования касались только сферы цифровых услуг, теперь же они действуют на весь цифровой рынок. Это было предпринято для того, чтобы российские потребители были одинаково защищены вне зависимости от того, к какой юрисдикции относится платформа, пояснил он.

Однако он тоже полагает, что необходимо дождаться начала реализации закона, чтобы посмотреть, насколько удалось «закрыть проблемные зоны, которые вызывали споры на протяжении последних лет».
Артем Соколов также отметил, что в настоящий момент по поручению президента Владимира Путина формируется новая национальная модель торговли. Она должна предусматривать актуальное регулирование розничной сетевой торговли в условиях платформенной экономики и выровнять конкурентные условия для офлайн- и онлайн-розницы.
По его словам, АКИТ принимает участие в этой работе. Собеседник издания рассказал, что Ассоциация компаний интернет-торговли предлагает снять ряд действующих ограничений и дать возможность торговле применять платформенные технологи.
— В частности — исключить ограничения в отношении операторов посреднических цифровых платформ, входящих в одну группу с торговой сетью, — пояснил он.
Больше 80 процентов продавцов маркетплейсов нет в федеральной и даже региональной рознице
В объединенной компании Wildberries & Russ «Вечерней Казани» также сообщили, что, с ее точки зрения, принятый «закон о платформенной экономике во многом сбалансирован регулятором, учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и позицию участников рынка».
По мнению руководства маркетплейса, он также «призван ввести единые стандарты для отрасли и фактически фиксирует лучшие практики рынка». В Wildberries & Russ полагают, что это позволит работать платформам и их партнерам «в едином регуляторном пространстве».
— В целом закон направлен на развитие цифровых платформ, а значит, на расширение возможностей потребителей в части удобного и быстрого выбора товаров и услуг из огромного ассортимента в одном месте и получения доставки на дом или в ПВЗ в пешей доступности от дома, — указали в маркетплейсе.

Кроме того, там подчеркнули, что закон учитывает, что более 80% продавцов маркетплейсов — представители малого и среднего предпринимательства, «не представленные на полках федеральной и даже региональной розницы». Более того, он справедливо распределяет ответственность между всеми участниками процесса — в частности, продавцом и площадкой. Каждый из них отвечает за тот объем действий, который от него требуется.
В Wildberries & Russ подчеркнули, что часть положений закона уже исполняется крупными платформами. Более того, «они уже стали добросовестными рыночными практиками». Например, заблаговременное уведомление партнеров об изменениях, которые могут повлиять на их бизнес. При этом часть иных его пунктов потребует от площадок и отрасли в целом доработок — как технических, так и инфраструктурных, признают в компании. Доработки, в частности, будут связаны с обеспечением интеграции платформ с государственными инструментами контроля качества и безопасности товаров. То есть будут носить технический характер.
Администрация маркетплейса смотрит в будущее с оптимизмом.
— Несмотря на степень уже достигнутой зрелости, рынок цифровых платформ, безусловно, продолжит расти. Это обусловлено сбалансированностью законопроекта, в котором регулятор, с одной стороны, предусмотрел необходимые к соблюдению отраслевые стандарты, а с другой — исключил избыточные запреты, которые могли бы пессимизировать дальнейшее развитие рынка, — с удовлетворением подчеркнули в компании.

«Не отражает потребности индустрии и рынка электроники в частности»
В свою очередь, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов убежден, что принятый летом этого года закон о маркетплейсах необходимо доработать.
Собеседник издания объясняет это тем, что утвержденная версия «не отражает потребности индустрии и рынка электроники в частности». К примеру, в ней нет защиты от злоупотреблений при установлении скидок на товары за счет маркетплейсов для селлеров — так называемая проблема «соинвеста».
По-прежнему отсутствует и эффективный механизм борьбы с контрафактом, хотя Ассоциация РАТЭК не раз предлагала ввести кабинет правообладателя, который бы, как она считает, решил проблему. Не исключены также возможности злоупотребления при применении маркетплейсами алгоритмов выборки товаров.
— Нельзя сказать, что законопроект стал компромиссом, скорее, баланс не найден, — рассуждает собеседник «Вечерней Казани». — С другой стороны, сам факт принятия закона уже положителен для рынка, так как еще недавно шла дискуссия, нужно ли регулирование в принципе.

Антон Гуськов признал, что значительная часть предложений, в том числе РАТЭК, в итоговом тексте была принята. В их числе он назвал упорядочение политик скидок за счет продавца, установление требований к продавцу и товарам, регламент идентификации продавца. В то же время, по его словам, часть очень важных вопросов не учли и «это вызывает озабоченность участников рынка».
В частности, нет ограничения скидок за счет оператора, обязанности проверять действительность или актуальность предоставленных документов, как и регулярно актуализировать эти сведения в процессе работы продавца, нет и закрепленного требования по проверке прав на объекты интеллектуальной собственности.
Директор по связям с общественностью Ассоциации РАТЭК убежден, что для большей эффективности закон необходимо дополнить рядом положений. А именно: внедрить концепцию личного кабинета для борьбы с растущим оборотом контрафакта на цифровых платформах, обязать оператора платформы раскрывать пользователю информацию о формировании цены товара и информировать пользователей о применении алгоритмических систем для продвижения товаров, запретить создание неконкурентных преимуществ для собственных товаров оператора, включая самопреференции, и ограничить предоставление маркетплейсами скидок за свой счет (софинансирование).
— К сожалению, без этих дополнений считать закон действенным инструментом решения проблем рынка будет нельзя, — констатирует он.
«Основное осталось за скобками»
В Союзе потребителей РФ (СПРФ) также не вполне удовлетворены принятым законом. В его администрации нашему изданию напомнили, что эта общественная организация участвовала в разработке упомянутого документа «с момента первой версии его проекта в сентябре прошлого года».

В результате ряд предложений союза был принят, но «ключевое осталось за скобками». Речь идет об утверждении правительством России правил пользования посредническими цифровыми платформами, в которых бы были стандартизированы права и обязанности сторон, а также прописаны основные процедуры взаимоотношений пользователей и платформ.
— Этому предложению очень активно противились маркетплейсы и, как ни странно, разработчик законопроекта — Минэкономразвития, — напомнил Союз потребителей.
Почему же общественная организация так акцентирует внимание на этом вопросе?
— Дело в том, что сегодня это полнейшая вакханалия. Например, у Оzon с дюжину разрозненных документов общим объемом 333 страницы. Очевидно, что такую глыбу прочитать не в силах ни один пользователь. А ведь при регистрации на платформе все эти правила надо принять и согласиться с ними, — рассказали «Вечерней Казани» в общественной организации.
В СПРФ также сообщили, что почти два года назад подвергли анализу правила Wildberries и «нашли замечания к 55 из 214 пунктов правил. Но большинство из этих замечаний так и остались не сняты, маркетплейс даже не удосужил какими-либо возражениями по существу».
А председатель Союза потребителей Российской Федерации (CПPФ) Алексей Койтов добавил, что закон о маркетплейсах, безусловно, замедлит динамику онлайн-торговли, но улучшит ее качество.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












