Аналитика
8 февраля 2024 07:00
Автор материала:Любовь Шебалова

Язык до Африки доведет: обзор «иностранных» школ Казани

В России на 10-15 процентов вырос спрос на восточные языки. Лидируют китайский, арабский и турецкий. Мы выяснили, как на языковых школах столицы Татарстана отразилось охлаждение отношений с Западом и что они предлагают сейчас.

Язык до Африки доведет: обзор «иностранных» школ Казани

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

В тройке лидеров — восточные языки

— В этом году и в ближайшее время в России будут приобретать все большую популярность китайский, арабский и турецкий языки. Они возглавляют тройку лидеров, — отметил «Вечерней Казани» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

По его словам, языки определяются интересом к рынку: «Подавляющее большинство россиян сейчас переключаются на Восток». Первый фактор — экономический. Очень многие отечественные компании переориентировались на Китай, наш бизнес частично переместился в ОАЭ. Но, говорит Маслов, возникает и обратная ситуация.

Автор фото: iaas.msu.ru

— С одной стороны, мы видим по крупным университетам рост интереса к восточным языкам в 10-15 процентов. Это и Казанский федеральный университет, и Московский, и многие другие. С другой стороны, спрос заметно опережает профессиональное предложение. Это значит, что количество методик и преподавателей не соответствует запросу рынка, — подчеркнул он.

Взаимодействие с Китаем набирает обороты

Директор казанской Jiayou school Камилла Гарапшина убеждена, что популярность китайского языка набирает обороты. В минувшем году многие из ее учеников посетили эту страну. Кто-то с познавательной целью, кто-то — по делам бизнеса. Такого же мнения придерживается и директор Альянс Франсез Регина Богомазова.

— У дочки в классе дети начинают активно учить китайский, корейский, — говорит она. Сама же собеседница издания ратует за изучение любого иностранного языка: «Это лучшая тренировка для мозга».

Преподаватель китайского языка в КФУ Ольга Сайфутдинова заметила высокий подъем интереса к китайскому языку в Казани еще до санкций. Она связывает это с тем, что тогда проходило очень много разных совместных мероприятий с Поднебесной: выставки, научные конференции, конкурсы. Это подтверждает и Камилла Гарапшина: когда она начинала учить китайский язык в КФУ в 2014 году, не было ни одного бюджетного места. Тем не менее были набраны четыре группы по 30 человек.

Основатель школы китайского языка «Лаоши» Сергей Кондрашов сообщил нашему изданию, что после начала спецоперации России в Украине спрос на китайский язык на какое-то время поутих. Весной 2023 года он снова стал высоким. В связи с этим его школа к августу открыла второй офис.

Тем не менее Кондрашов оценивает рынок китайского языка как маленький. Хотя и признает, что количество тех, кто его постигает, растет. Увеличивается и число российских студентов, которые едут учиться в Поднебесную: как за свои деньги, так и получая китайские правительственные гранты.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Только ленивый не учредил английскую школу

Участники рынка отмечают, что тем не менее английский язык сегодня остается в лидерах: «Пока он впереди планеты всей». English нужен в любой сфере деятельности, без знания его основы сделать хорошую карьеру сложно. По этой причине запрос в основном приходится именно на него.

— Педагоги пытаются этому соответствовать: открывают свои мини-центры, создают аккаунты, телеграм-каналы либо ведут курсы в соцсетях. Английских школ сейчас огромное количество. Только ленивый таковую еще не учредил, — комментирует Регина Богомазова.

Сергей Кондрашов также отмечает, что английский язык, по крайней мере, до спецоперации, был довольно массовым: «В Казани его изучали тысячи, если не десятки тысяч человек». Другие европейские языки (французский, испанский, итальянский и т. д.) заметно уступают английскому, говорит Ольга Сайфутдинова. Они больше нужны, собственно, в тех странах, где являются родными. Поэтому чаще всего их изучают, если есть цель поехать в ту же Германию, Францию и т. д.

По мнению собеседницы издания, конкуренция среди языковых школ в Казани «есть и всегда была». Но особенно жесткая она среди «англичан».

— Школы борются за учеников, — подчеркивает преподаватель.

«Французы» открывают новые горизонты – Африку

В 2006 году в Казани по инициативе представителей правительства и общественных организаций появился Альянс Франсез. Ленточку на торжественном открытии перерезали президент Татарстана Минтимер Шаймиев и посол Франции в России Жан Каде.

Он позиционирует себя как центр французской и франкофонной культуры. Тем не менее, преподавание французского языка — основной вид деятельности Альянса. И этим здесь занимаются серьезно, профессионально. Директор Регина Богомазова — выпускница факультета иностранных языков местного педуниверситета. Французским она занимается больше 20 лет и считает его своим вторым родным языком.

Фото: предоставлено Альянс Франсез

— Только-только начали подниматься после пандемии, как возник новый вызов — серьезная международная напряженность. Преподавателей французского языка смена контекста сначала очень насторожила. И наши ученики стали задаваться вопросом: зачем учить французский, если в отношениях с этой страной случился разлад, — рассказывает руководитель организации.

В результате «привычный ритм работы немного сбился». Но Регина Богомазова утверждает, что любовь к французскому языку в России и, в частности, в Татарстане, никуда не исчезла: «Она, наверное, у нас в крови». Поэтому, если в прошлом году люди «осторожничали», сейчас они возвращаются.

Многие начинают изучать язык в связи с учебой и работой. Но достаточно и тех, кто делает это для себя. Например, нравятся французские песни и человек хочет понимать их смысл. Самая активная часть обучающихся, с удовлетворением замечает собеседница издания — это молодежь. Российско-французские проекты в сфере культуры в настоящий момент свернуты или заморожены, но образовательные-то остались. И у студентов из Казани по-прежнему есть возможность продолжить обучение или пройти стажировку на берегах Сены или в других франкоязычных странах.

По оценке Регины Богомазовой, заведений, предлагающих изучение французского языка, в Казани немного (общеобразовательные школы не в счет). Например, в КФУ есть курсы при центре Universum+. Но там, говорит она, привыкли больше работать со своими собственными студентами. В самом центре французского языка и культуры Альянс Франсез тоже нет масштабных потоков учащихся. По словам директора, они делают акцент на индивидуальный подход и результат.

Регина Богомазова признает, что и с носителями языка стало сложнее. Раньше была возможность привлекать волонтеров напрямую из Франции. Приезжали оттуда и преподаватели. Но выход из этой ситуации все же нашелся. В Казани учится много франкоговорящих студентов из Африки. Собеседница издания отмечает, что у них великолепный французский язык. Более того, считается, что в некоторых странах африканского континента, например, в Сенегале, он как раз сохранился в своем классическом варианте.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Директор Альянс Франсез напомнила, что сейчас для России приоритетным направлением стала как раз-таки Африка. А основной язык коммуникаций там — французский. Регина Богомазова лично сопровождала раиса Татарстана Рустама Минниханова в поездке в Сенегал в марте 2022 года. Сейчас между нашими странами реализуется много экономических бизнес-проектов.

Как следствие, к французскому языку возникает и чисто практический интерес бизнеса. К примеру, КАМАЗу в последнее время очень нужны переводчики. Пока запросов на языковые курсы от компаний в Альянс Франсез нет, но руководитель общественной организации полагает, что они обязательно скоро возникнут: «Наши предприятия привыкли, что в бизнесе всегда можно «выехать» с английским. А тут это не срабатывает».

— Если иметь в виду Африку, то слоган Альянс Франсез «Навстречу новым горизонтам» полностью себя оправдал, — констатирует казанская «француженка».

Прадедушка-японец, «измена» Франции и вера в Поднебесную

Почему иностранный язык зачастую становится одним из смыслов жизни? Ни один из собеседников «Вечерней Казани» не смог дать однозначного ответа на этот вопрос. Когда Ольга Сайфутдинова выбирала, куда поступать учиться, китайский язык, говорит она, был «действительно диковиной».

— По-моему, на тот момент его в Казани кроме как в институте востоковедения КФУ нигде и не преподавали, — вспоминает преподаватель.

Ее к постижению иероглифов подтолкнул интерес к культуре этой страны: «Смотрела фильмы, внезапно стало любопытно». Камилла Гарапшина 10 лет изучала в школе французский язык. Но в университете тоже выбрала китайский, чем шокировала одноклассников. Уже на втором курсе она уехала на стажировку в Поднебесную по гранту.

— Франция была моей любовью, а Китай — это судьба, — признается она.

По возвращении девушка оставила своих учеников французского языка, хотя была очень популярным репетитором в Казани, и с головой окунулась в китаистику. Работала в разных языковых школах, пока не создала свою. В этом году Jiayou school, название которой сродни татарскому «алга» («дерзай, вперед»), исполнилось 5 лет.

Бизнесмен и автор учебных материалов по китайском языку Сергей Кондрашов утверждает, что у него никогда не было сомнений в том, какой язык предпочесть.

— Не я выбрала японский язык, а он меня. Я из Южно-Сахалинска. Родилась в мультинациональной семье. У меня прадедушка японец. Японский язык присутствовал в моей жизни с детства,— рассказала нашему изданию основатель и директор казанского Seiko Centre Яна Цой.

Можно потратить и миллион рублей, и два, и три

Участники рынка отмечают, что языковые школы чаще всего открывают преподаватели, которые готовы учиться маркетингу и продвигать свои услуги. А затем они привлекают к этому своих коллег.

— Если условная выпускница какого-то вуза хочет открыть курсы, ей практически ничего не нужно. Она создает страницу во VK или где-то еще и преподает через какую-то платформу. А кто-то вкладывается в большой офис и активную рекламу, — говорит основатель школы «Лаоши».

По оценке Ольги Сайфутдиновой, вложения в языковую школу могут варьироваться очень широко. Их размер зависит от того, какое помещение выбрано, в какое время будут проводиться занятия и какие преподаватели могут быть приглашены. Безусловно, нужны средства на рекламную раскрутку, потому что просто так ученики не пойдут, и учебные материалы.

— В итоге затраты могут оцениваться и в миллион рублей, и в два, и в три миллиона, — резюмирует она.

Регина Богомазова подтверждает: основная доля затрат приходится на аренду помещения и функциональные расходы. Альянс Франсез арендует у КФУ помещение площадью около 100 квадратных метров в центре Казани. В нем помимо прочего располагаются четыре учебные аудитории. Собеседница издания напоминает о необходимости оснащения центра — это закупка и ремонт мебели, приобретение методических материалов для учебных занятий, хотя сейчас много пособий можно найти и в Интернете. И, конечно, средства потребуются на оплату труда сотрудников.

У Камиллы Гарапшиной основные затраты — это также такие статьи, как арендные платежи, закупка оборудования и зарплата преподавателям. Под школу она снимает часть первого этажа здания на улице Чистопольской площадью около 120 «квадратов».

— Она центровая, ученикам сюда удобно добираться, — говорит владелица Jiayou school. Но и аренда (120 тысяч рублей в месяц) недешевая, а еще есть коммунальные расходы, и не только.

На Квартале найти отдельное помещение с парковкой очень тяжело — собеседнице издания это удалось. К плюсам она относит и ухоженный дворик со шлагбаумом. В то же время местной управляющей компании нужно многое оплачивать дополнительно. Например, аренду вывески и указателя. В целом, по мнению Камиллы, если бизнес создал педагог, то это «речь не про деньги, а про качество».

— Мы занимаемся больше не маркетингом, а проработкой продукта: чтобы уроки были содержательнее и так далее, — пояснила она свою мысль.

Тем не менее, китаист утверждает, что ее школа окупаема. Причем она вышла на нее сразу.

Репетиторы имеют более высокий доход

По словам основательницы Jiayou school, преподавателей китайского языка в Казани мало (студенты из Поднебесной не в счет) и не каждый хочет идти работать в школу. Многие занимаются репетиторством и имеют более высокий доход. В среднем по Казани за урок китаисты получают около 900 рублей. По словам собеседницы издания, это достаточно высокая оплата за индивидуальные занятия. Если урок проводится в группе, то учителю за него платят еще больше, так как в этом случае нагрузка на него выше.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

В целом в школе Камиллы Гарапшиной зарплата складывается из ставки за урок и бонусов: за то, как педагог проявляет себя в обучении, каких результатов добиваются его ученики. К примеру, если подопечный сдает международный экзамен HSK по китайскому на высокий балл, наставник получает дополнительную премию. Также предусмотрены проценты: чем больше групп учителя ведут, тем они выше.

— У нас ценник выше среднего, но он поднимает и качество. В Jiayou school приходят действительно те, кто понимает, за что он готов платить деньги, — комментирует владелица.

При этом у каждого ученика своя цель. У взрослого человека порой нет времени прописывать иероглифы: он просто хочет понимать партнеров из Китая. А школьник через пару-тройку лет планирует поступать в вуз в Китае — в этом случае непременно нужен письменный.

Учить в группе или индивидуально

Как правило, занятия на языковых курсах и в языковых школах проводятся вечером в расчете на тех, кто работает с 8 до 17 часов плюс-минус. Длительность и периодичность занятий у всех разные. Одни планируют 2 занятия в неделю по 1-2 часа, другие — 3 раза в неделю, но по 1-1,5 часа.

Камилла Гарапшина убеждена, что китайский язык нельзя сравнивать ни с одним другим, поэтому он дороже. По оценке Ольги Сайфутдиновой, средний чек на его изучение в Казани составляет 10 тысяч в месяц: «Можно найти подешевле-подороже, то есть имеет место быть определенный разброс цен».

Возможны как индивидуальные занятия, так и групповые. Последние стоят меньше. В зависимости от школы в группе может быть от 3 до 10 человек. Считается, что чем меньше учеников занимаются одновременно, тем эффективнее они усваивают язык.

— Индивидуально заниматься один на один, наверное, лучше, но зато нет общения и китайский язык не так сильно прогрессирует, — подметила владелица Jiayou school. Она утверждает, что постижение английского языка обходится дешевле. Там средняя стоимость варьируется в пределах 6 тысяч рублей.

В Альянс Франсез цикл из 10 занятий французским языком по 1,5 часа в группе из 3-5 человек стоит 9 тысяч. Такой модуль обучения рассчитан на 1,5-2 месяца. Индивидуальные уроки обойдутся в 1,6 тысячи рублей за 60 минут. В центре проводится тестирование на знание языка, а по выходным для общения собирается разговорный клуб. Альянс Франсез аккредитован и как центр по приему международных экзаменов.

С японским языком все сложнее. К примеру, в Seiko Centre минимальный срок обучения составляет 5,5 месяца и стоит 37 тысяч рублей. Максимальный ценник превышает 60 тысяч. Одно индивидуальное занятие с учителем обойдется в 3,3 тысячи рублей. Здесь выдают официальные справки о 150 часах обучения для японской миграционной службы. Это обязательное требование при поступлении в языковые школы в Стране восходящего солнца.

Одним словом, свести изучение иностранных языков к такому общему знаменателю, как средняя стоимость за месяц, оказалось не просто, но мы постарались.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

О потерях в пандемию и ее уроках

— В пандемию сеть школ «Лаоши», действовавшая в 8 городах России, «схлопнулась». Сейчас таковая работает только в Казани, — сообщил Сергей Кондрашов нашему изданию о потерях.

Камилла Гарапшина к началу пандемии тоже начала создавать сеть: открыла филиал. Но в сложных условиях изоляции его было решено свернуть и оставить один большой офис. Собеседница издания отметила, что коронавирус открыл для всех «путь онлайн». И, судя по всему, языковые школы не спешат от него отказываться.

К примеру, ее центр сейчас максимально совмещает обе эти формы: примерно половина из 60 учеников занимается онлайн, другая половина приезжает на занятия. Даже из-за пределов Казани. Например, здесь учится много школьников из Иннополиса.

— Возможно, у них родители программисты. Они понимают, что за китайским языком будущее и отправляют детей его учить, — предполагает она. Есть взаимодействие с учениками и из других городов. Так, сейчас в Jiayou school занимаются москвичи и русские из Пекина.

Альянс Франсез, по словам его директора, тоже работает со взрослыми и с детьми как офлайн, так и онлайн. Возможна и комбинация этих двух вариантов.

— Некоторые группы, к примеру, один раз в неделю занимаются очно в аудитории, а в другой раз — дистанционно, — рассказывает Регина Богомазова.

В Seiko Centre, где японский можно учить начиная с пяти лет, занятия также проводят и онлайн, и офлайн. Есть и симбиоз.

Офлайн или онлайн?

По словам Камиллы Гарапшиной, в России существует огромное количество разных онлайн-школ. В том числе китайского языка. В формате офлайн их значительно меньше. Она связывает это с тем, что после пандемии все «ушли в онлайн» и уже никто не хочет работать в офисе. Между тем школы, где преподаватели учат своих учеников воочию, пользуются спросом.

Собеседница «Вечерней Казани» считает, что и при дистанционной учебе можно добиться хороших результатов. В частности, в пандемию все ее ученики занимались удаленно: «Никто не сошел с дистанции, даже малыши-трехлетки». Она и сама планирует запустить свой онлайн-курс. Но есть те, кто выбирают исключительно традиционную форму обучения.

Автор фото: личный архив Камиллы Гарапшиной

— Это все-таки взаимодействие, — отмечает директор китайской школы плюс такого подхода.

Кроме того, у учеников есть возможность погрузиться в культуру страны изучаемого языка. К примеру, ученики сидят на ковриках на подушках, привезенных из Китая в аудитории с антуражем этой страны: «Для малышей это гораздо интереснее, чем часами смотреть в ноутбук». Можно провести диктант, используя рисовую бумагу и кисть. Или организовать чайную церемонию и выучить название напитков. Онлайн такого не сделаешь. Сергей Кондрашов тоже прежде полагал, что в России языковые школы будут заниматься исключительно онлайн-образованием. Но это оказалось не так. Теперь собеседник издания убежден в том, что «основа основ обучения — это офлайн».  

— Онлайн-образование очень плохо работает. Мы даже отказываемся преподавать китайский язык дистанционно один на один. В нашей модели видим только групповые занятия. В этом случае и у нас получается бизнес, и нашим студентам удается достигать определенных результатов, — рассказал он.

Несмотря на то, что сейчас в школе «Лаоши» делают упор на формат офлайн, на практике, говорит ее владелец, это все же микст: преподаватель работает в аудитории, но при этом использует онлайн-инструменты. В том числе мобильные приложения.

Яна Цой солидарна с коллегой: языковые школы и курсы в России не сместятся полностью в Интернет.

Кто есть кто

По мнению участников рынка, самые лучшие английские школы в Казани — сетевые федеральные English First и Alibra school. В формате онлайн самой знаменитой называют Skyeng. Впрочем, English First с 2020 года тоже ушла в онлайн-формат и так в нем и осталась. Что касается Alibra school, в Казани у нее есть как минимум три офлайн-офиса.

Если говорить о французском языке, то здесь вне конкуренции общественная организация Альянс Франсез. По словам Ольги Сайфутдиновой, еще пару-тройку лет назад в нашем городе были минимум три достойные школы китайского языка. Самая основная и серьезная из них — Центр развития компетенций Universum+ при Казанском федеральном университете. Это аккредитованный центр, где работают университетские преподаватели с опытом.

Из частных школ самыми заметными были «Лаоши» и «Восточный ветер». Все остальное сводилось к занятиям с частными преподавателями: китайцами или русскими. По словам Камиллы Гарапшиной, сейчас самую значимую роль в обучении казанцев китайскому языку играют репетиторы, факультет востоковедения КФУ и школа «Лаоши».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

«Энергоэффективная модель с точки зрения затрат»

Сергей Кондрашов рассказал нашему изданию, что в школе «Лаоши» (в переводе с китайского – учитель. «ВК»), которую он основал, всегда преподавали и преподают исключительно китайский язык.

— В этом наша идея и отчасти уникальная модель, — говорит он.

Кондрашов убежден, что «Лаоши» среди китайских школ в Казани пока остается «явно самой конкурентоспособной». Сейчас в столице Татарстана, за исключением университетов, на курсах китайский язык, по его оценке, изучают не больше 200 — 300 человек, 100 — 150 из них занимаются в его школе.

— Мы научились работать с небольшими потоками студентов. У нас очень энергоэффективная модель с точки зрения затрат. Поэтому мы уже 10 лет на рынке, — лаконично сообщил он. Рассказывать о своей модели подробно Кондрашов не стал. Известно лишь, что в «Лаоши» не работают с маленькими детками: только с подростками от 12 лет и взрослыми.

В столице Татарстана его детище работает с 2014 года. Но самую первую школу Кондрашов открыл в Набережных Челнах. Параллельно собеседник издания создавал много всего: запускал web-проект — самоучитель китайского языка, онлайн-школу, учебник китайского языка, ставший популярным. А в 2020 — 2023 годах был одним из основателей международного стартапа по разработке мобильного приложения для изучения китайских слов и иероглифов.

«Это абсолютный самообман, но он уже стал большим видом бизнеса»

Насколько эффективно изучение иностранного языка на языковых курсах? Образовательный консультант, эксперт в сфере международного и языкового образования Михаил Кудрявцев сравнивает программы обучения языку с высокой учебной нагрузкой, позволяющие добиваться быстрых результатов, с пустым ведром, которое нужно наполнить водой.

– Очевидно, что чем больше скорость и объем поступающей воды, тем быстрее оно будет заполнено, – говорит он.

Эксперт признает, что среди тех, кто пытается преподавать, к примеру, тот же английский язык, «шарлатанов значительно больше, чем может показаться на первый взгляд». Но Кудрявцев считает, что дело не только в уровне подготовки преподавателя и его профессионализме. По его мнению, для быстрого освоения нового иностранного языка необходимы два базовых условия – это интенсивность занятий и мотивация ученика.


По словам директора Института стран Азии и Африки МГУ в России исторически сложилось несколько центров преподавания восточных языков. Казанский центр, который перерос в университет, был самый первый. Затем Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток...

— В этих университетах накоплен гигантский опыт обучения. У более молодых университетов его нет, как следствие, разрыв в подготовке колоссальный, — констатирует Алексей Маслов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Он также подчеркнул, что многие методики рассчитаны на долгий срок обучения: «Если говорить об университете, то это 4—6 лет. А современному бизнесу нужно быстро постичь язык». Поэтому возникают различные курсы, которые предлагают английский, китайский и т. д. за год, а бывает, и быстрее: «Чаще всего это абсолютный самообман. Но это уже стало большим видом бизнеса».

Собеседник «Вечерней Казани» также обратил внимание на то, что в отличие от западных восточные языки в чистом виде мало что значат: «Нужно еще изучать их культуру и психологию». Но такую подготовку может дать лишь небольшое количество университетов. Поэтому у многих наших соотечественников уже сейчас наступает разочарование. Они долго учат, к примеру, китайский или арабский язык. А потом на переговорах с участием представителей этих стран оказывается, что их либо не понимают, либо не так воспринимают.

Эксперт прогнозирует, что в течение ближайших лет «языковый» рынок будет лихорадить, и мы получим в том числе очень много непрофессиональных курсов: «Но постепенно, в течение 5-6 лет, мутная вода уйдет, и возникнет новый прирост знаний в области восточных языков». Пока же, убежден Маслов, что для того, чтобы хорошо выучить китайский, турецкий или арабский, есть единственный выход — пойти на любые курсы при университетах.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей