Аналитика
9 февраля 07:00
Автор материала:Алия Резванова

Рост налоговой нагрузки на салоны красоты введет моду на «натуральность»

Рынок бьюти-услуг переживает кризис: спрос падает, а издержки растут из-за налоговых изменений и инфляции. Салоны красоты пытаются адаптироваться, повышая цены и предлагая клиентам новые форматы. Эксперты же ждут волны  закрытий бизнесов.

Рост налоговой нагрузки на салоны красоты введет моду на «натуральность»

Автор фото: Егор Затеев / ИД«Вечерняя Казань»

Рынок бьюти-услуг переживает непростой период: спрос значительно упал, но поднимать цены владельцам бизнесов приходится, чтобы поддерживать рентабельность. При этом устойчивости отрасли грозят налоговые изменения: снижение порога по упрощенной системе налогообложения и патента для индивидуальных предпринимателей, а также повышение ставки НДС и рост цен на эквайринг и процессинг значительно поднимут операционные издержки. Все это может заставить бизнес уходить в серую зону, чтобы избежать налоговой и административной нагрузки. Игроки рынка сталкиваются с выбором: адаптироваться к новой реальности, продолжать работать «в белую», но значительно повысить стоимость услуг, либо уходить в тень ради сохранения клиентской базы.

По данным аналитиков Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК), на 2023 год объем рынка бьюти-услуг превышал 200 миллиардов рублей. Однако в 2025 году выручка салонов выросла лишь на 16% из-за инфляции. В 2026 году роста может и не быть, так как издержки салонов увеличатся на 20—50%. Без государственной поддержки развитие отрасли замедлится на 10—15%, прогнозируют в ассоциации.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

— Рост налогов, отмена льгот на страховые взносы и ограничения УСН ударят по сетям и салонам с доходами более 20 миллионов рублей в год, вынудив поднять цены на 20—50%. Частные мастера и самозанятые уязвимы меньше: они не несут налоговое и административное бремя, что позволяет им конкурировать ценой с «белыми» салонами. Ожидается рост «серого» сектора. Изменения СанПиН с марта 2025-го ужесточили водоснабжение, вентиляцию, зонирование и дезинфекцию — салоны в «белой» зоне продолжают тратить на доработки 5—15% бюджета, — прокомментировала генеральный директор АПИК Татьяна Аверина.

Любые изменения в конечном итоге отражаются в чеке: ростом скрытых налогов обусловлен и рост цен на 8—12% в 2025 году, заметила собеседница «Вечерней Казани».

Несмотря на кризис, люди не перестают ухаживать за собой, но существенно экономят. В эстетическом сегменте, например, востребованными остаются экспресс-маникюр, стрижки и простые окрашивания. А вот наращивать ресницы и ногти, делать сложный дизайн маникюра клиенты стали гораздо меньше, предпочитая «натуральность без усилий». В медицинской косметологии спрос сосредоточен вокруг аппаратного ухода: увеличилась выручка на разные виды лифтинга кожи лица. На инвазивные инъекции и лазерные процедуры спрос, наоборот, снизился на 20%: причина, как и со стрижками и маникюром, кроется в цене. Инфляция и падение доходов населения приводят к сокращения набора бьюти-услуг до базового минимума.

— Спрос на услуги красоты относительно стабилен, потому что волосы и ногти не растут быстрее, а услуги косметологии невозможно делать каждый день, как, например, питаться в ресторанах. И когда мы видим снижение посещаемости, это значит, что клиент уходит делать услугу не в салоне, — заметила Аверина.

Опрос АПИК показал, что количество визитов в салоны красоты сократилось на 10—20%. В то же время средний чек и выручка в 2025 году по отношению к 2024-му также увеличились на 10—20%. Такой рост при падающей посещаемости говорит о том, что серый рынок вырос, а на «белом» увеличились цены.

Что касается услуг мастеров, работающих на дому, по данным «Авито Услуг», в Татарстане вырос спрос на уходовые и щадящие процедуры.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Несколько вырос интерес к педикюру, а в сегменте маникюра усилился тренд на натуральность: маникюр без покрытия стал популярнее в 2,5 раза, французский — на 16%. Спрос на мужской маникюр прибавил 2%. Активно растет категория наращивания ресниц. Среди парикмахерских услуг доминируют восстанавливающие форматы, такие как нанопластика и ботокс для волос.

Домашний уход снова в тренде

В отличии от салонного ухода, спрос на косметические средства только растет. Не всем доступны услуги у профессионалов, но при этом мужчины и женщины тщательно ухаживают за собой в домашних условиях. Например, в Татарстане оборот уходовой косметики на Wildberries вырос на 40%. В пресс-службе маркетплейса сообщили, что в топ продаж вошли крема, шампуни и сыворотки, а быстрее всего росли продажи косметической глины, гидрогелевых масок и эссенций. При этом продажи мужской уходовой косметики выросли на 60%. Продажи мужских косметических наборов увеличились на 81%, а продажи патчей, пенок, тоников, эмульсий и косметических масел для мужчин выросли на сотни процентов.

В пресс-службе бьюти-ретейлера «Золотое Яблоко» нашему изданию сообщили, что за период с августа 2025-го по январь 2026 года объем продаж в Татарстане вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о стабилизации интереса к бьюти-продуктам на фоне кризиса. Аналитики выделили три ключевых тренда: повышенный спрос на маски и патчи из Азии, рост мужского сегмента и увеличение доли российских брендов. За полгода 42% проданных средств стали продуктами отечественного производства. Среди импортных товаров лидируют средства из Южной Кореи, а также бренды из Франции, Беларуси, Германии и Италии.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Рост популярности бьюти-товаров на Ozon также увеличивается: в полтора раза вырос спрос на декоративную косметику, особенно выделяются средства для губ, в этом сегменте продажи выросли на 80%.

На «Яндекс Маркете» только в последнем квартале 2025 года продажи бьюти-товаров выросли в 1,2 раза относительно третьего квартала. Среди популярных товаров парфюмерия, уходовая косметика для волос и тела, товары для макияжа. Мужчины также стали активнее заказывать товары для ухода за собой. В мужском сегменте лидирует парфюмерия с ростом спроса на 82%.

«Может, мода стала натуральной, потому что нам просто уже денег не хватает?»

Владелец салона красоты, бизнес-тренер, член АПИК Жанна Мартынюк заметила, что стоимость услуг салона складывается не только из аренды или расположения, но и из себестоимости расходных материалов, зарплат и налогов. В среднем расходы на материалы занимают около 20% стоимости услуги. По данным АПИК, текущая рентабельность салонов составляет около 8-10%, что значительно ниже привычных 15—20%. В среднем сегменте переход на российские бренды или более дешевые материалы становится вынужденной мерой.

Меняются и потребительские привычки. Те, кто ранее посещали косметологов, парикмахеров, мастеров ногтевого сервиса или визажистов, начинают сокращать статьи расходов: могут отказаться, например, от визажиста. Мартынюк не наблюдает четкой и однозначной динамики, но одно ей кажется очевидным: люди стали реже посещать салоны красоты и отказываться от некоторых услуг.

Серьезную турбулентность, по мнению эксперта, переживают салоны комфорт-класса. Если премиум-сегмент в любые времена сохраняет свою аудиторию, и их клиенты продолжат платить за качество, как бы сильно не дорожали услуги, то средний класс почувствовал влияние инфляции на свои доходы особенно сильно.

— Люди, которые раньше могли позволить себе чуть больше, те, кто ценил комфорт, сейчас оказались в ситуации, когда все вокруг стало сложнее. Большинство из них уже давно взяли ипотеку, кредиты на бизнес, и сейчас им приходится еще раздумывать: а есть ли у них вообще возможность продолжать тратить так, как раньше? — рассуждала Мартынюк.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Эксперт не сомневается, что спрос начнет падать. Зарплаты остались прежними, а цены на услуги и товары растут.

— Раньше вы платили, условно, 2000 рублей за маникюр, а сейчас это будет 2200. Вы думаете: в рамках одного маникюра кажется немного. Но у вас же не только маникюр подорожал, но и коммуналка, аренда, еда, все товары, которые вы привыкли покупать. Если вы работаете официально, ваш работодатель не имеет права снижать оклад, но цена ваших денег уже не та. Поэтому сейчас мода и стала натуральной. Может, нам просто уже денег не хватает, и поэтому мы уже реснички не наращиваем? — задалась вопросом Мартынюк.

На возможные последствия налоговых изменений Мартынюк смотрит с опаской и тревогой. Она считает, что они проявятся не сразу: в ближайшие месяцы даже те салоны, которые оказались под ударом, продолжат работать, но с апреля они начнут закрываться, и это приобретет массовый масштаб. Многие салоны, особенно те, что не входят в число крупных федеральных сетей, а это небольшие бизнесы со средним оборотом, оказываются в очень сложной ситуации: некоторые уже закрываются, а новые открытия практически не происходят.

Мужчины тоже хотят быть красивыми

Тренд на популярность бьюти-процедур у мужчин заметила Мартынюк. Они все чаще обращаются за процедурами ухода: делают маникюр, педикюр, оформляют брови, посещают косметологов. Они стали одними из самых стабильных клиентов: находят своего мастера и ходят только к нему, меняя привычку только в случае переезда, увольнения специалиста или другой серьезной причины разрыва.

— Я была удивлена, заметив, что мужчины оформляют брови, делают ботокс, используют средства по уходу. Это стало частью их повседневной жизни. Очень позитивная тенденция, которая говорит о том, что современное общество все больше ценит эстетику и заботу о внешности, независимо от возраста. Если сравнить с прошлым, то разница колоссальна: в наши дни мужчины выглядят гораздо ухоженнее, и это уже не редкость. Это приятно видеть и говорит о том, что стереотипы постепенно уходят на задний план, — рассказала представительница АПИК.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Руководитель центра красоты DeVille Альфия Шакирова считает мужчин самыми лояльными и дисциплинированными клиентами: они всегда следуют прописанной косметологической программе, регулярно посещают услуги и оставляют щедрые чаевые. Современные салоны отслеживают эти изменения и активно добавляют уходовые процедуры для мужчин и усиливают это направление. Популярностью пользуются пакетные предложения, в которые входят стрижка, камуфляж седины, коррекция бровей, депиляция лица и нежелательных волос.

Востребованы у мужской части клиентов косметологические процедуры. Причем история посещения салонов у них начинается с подросткового возраста, когда мамы записывают сыновей-подростков, страдающих от проблем с высыпаниями на лице. Юноши привыкают ухаживать за кожей и, становясь старше, продолжают приходить на процедуры. Индустрия подхватывает этот тренд и разрабатывает косметические линейки и процедуры, подходящие именно мужчинам. К ним относятся процедуры по уходу за кожей: от чисток и пилингов до аппаратной и инъекционной косметологии. У клиентов из индустрии спорта востребованы услуги лазерной эпиляции — удобство и эстетика становится важнее гендерных предрассудков.

Спрос у мастеров на дому упал — их стало слишком много

Проанализировав ситуацию на рынке, Шакирова заметила, что значительная часть мастеров ушла из салонов и стала работать самостоятельно. Количество таких специалистов резко увеличилось, и в результате они начали конкурировать друг с другом, что создало диссонанс на рынке. В каждом районе и каждом жилом комплексе появляется все больше девушек, которые умеют делать выпрямление, стрижки, укладки, наращивание, педикюр и маникюр. Но клиентский поток остается примерно на прежнем уровне, что ведет к уменьшению спроса на услуги.

— В то же время я наблюдаю тенденцию: те, кто умеет рассчитать свои возможности и понять, что происходит на рынке, предпочитают оставаться в салоне. Они выбирают стабильность, потому что понимают, что в условиях конкуренции и роста количества частных мастеров выгоднее работать в проверенном месте, где есть постоянный поток клиентов и надежная репутация, — рассуждала руководитель салона.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Жанна Мартынюк добавила, что тенденции в городах и регионах отличаются. В крупных мегаполисах, при наличии достаточного уровня доходов, клиенты скорее предпочитают обращаться в проверенные салоны с соблюдением всех санитарных требований. В маленьких городах и деревнях, наоборот, чаще выбирают домашние услуги из-за привычки, доверия или просто удобства.

Собеседница считает, что в связи с закрытием салонов красоты клиенты станут уходить к домашним мастерам. Однако эксперт опасается, что такие процедуры несут высокий риск здоровью людей. Если салон красоты находится в коммерческом помещении и подвергается проверкам, то проверить каждую квартиру в каждом жилом доме невозможно. Доказать факт некачественно оказанных услуг косметологами-любителями юридически будет невозможно. По мнению Мартынюк, необходимо принять закон, который уравняет участников индустрии и сделает ее легитимной и прозрачной. Например, обязать мастеров работать в салоне или коворкинге, а также иметь профессиональное образование, а не просто сертификат о пройденных курсах.

Рынок продолжит «сжиматься»

В 2025 году рынок окончательно разделился на два сегмента: массовый, работающий на поток, и экспертный, для которого характерно достижение глубинных результатов, сообщила основатель и руководитель сети спа-центров и эстетики тела Deva Monoi Залина Мурадимова. По ее словам, клиенты продемонстрировали высокую степень осознанности и лояльную реакцию на повышение цен, так как понимают, что за ценой стоят безопасность, результат и время эксперта. Миграции в бюджетный сегмент не произошло: клиенты предпочитают приходить реже, зато на более комплексные и значимые программы, получая максимальную пользу от каждого посещения.

В зоне высокого риска находится 30—40% рынка, подчеркнула Мурадимова. В первую очередь с рынка уйдут небольшие студии и самозанятые специалисты без сформированного бренда, финансовой «подушки» и системного менеджмента.

— Для части рынка «уход в тень» может показаться единственным краткосрочным спасением, но это деструктивный сценарий для всей индустрии, снижающий безопасность услуг для клиентов, — обратила внимание эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Индустрия красоты с 2000-х годов боролась за выход из тени, но теперь, когда небольшие салоны и мастера создали рабочие места, платят налоги и развиваются, их существование оказывается под вопросом, обратила внимание собственник и руководитель салона красоты DOBRO Юлия Козырь. Учитывая сокращение клиентской базы, рост цен и повышение стоимости расходных материалов, многие салоны будут вынуждены закрыться или перейти к другому формату работы, например, дроблению арендных площадей.

Собеседница поделилась, что в декабре 2025 года спрос остался на уровне предыдущих месяцев, в то время как предновогодняя пора в индустрии красоты обычно проходит крайне активно. Такая картина наблюдается не только в отдельных нишах или районах, но в целом по рынку. Цены на услуги тоже претерпевают изменения. Некоторые салоны поднимают цены постепенно, в несколько этапов, чтобы не потерять клиентов.  В 2026 году Козырь ожидает ускорения роста цен. Она считает, что в ряде заведений ценник повысится до 40%.

— Для клиентов повышение цен воспринимается по-разному. Часть клиентов вполне понимает причины этого, не задавая лишних вопросов. Но есть и те, кто откажется от услуг или перейдет в эконом-сегмент, особенно те, для кого цена в 2000 рублей за стрижку была приемлемой, но при новом тарифе в 2500 уже становится «дорого». Для нас это вынужденная мера, ведь иначе мы просто не сможем оставаться на плаву, — призналась собеседница.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Управляющая Fahrutdinov Studio Альмира Фахрутдинова согласилась, что, в отличие от предсказуемой и стабильной первой половины 2025 года, второе полугодие выдалось тревожным из-за новостей об ужесточении правил работы и изменений налогообложения, также многие игроки жаловались на снижение посещаемости.

По словам собеседницы, средний рост цен по рынку составил около 10—25%, произошло это из-за подорожания расходных материалов, оборудования, логистики и роста зарплат. Большинство студий были вынуждены корректировать прайс, чтобы сохранить качество.

Изменение налоговой нагрузки и фактическая отмена патентной системы для салонов среднего сегмента и выше уже серьезно ударили по бизнесу. Для салона, которым управляет наша собеседница, налоговая нагрузка увеличилась в 10 раз. Чтобы выжить, владельцам бизнеса придется пересмотреть финансовые модели: сокращать расходы, менять условия сотрудничества с мастерами, оптимизировать команды, поднимать прайс.

Фахрутдинова призналась, что за 9 лет на рынке она еще не испытывала такого глобального давления на отрасль. Она предупредила — рост цен неизбежен. Бизнесу придется закладывать возросшие налоги в стоимость услуг.

— Считаю, если тенденция сохранится, рынок продолжит «сжиматься»: мелкие проекты будут уходить, сети уменьшать количество филиалов, а индустрия станет менее доступной для клиентов и менее устойчивой для специалистов, — прогнозирует собеседница.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Владелец мужского салона красоты Base Premier Айрат Шайхутдинов поделился, что первые дни после новостей о налоговой реформе были тяжелыми: было сложно переварить информацию и пересчитать экономику. Предприниматель точно знал, что налоговая нагрузка вырастет.

— Чтобы сохранить хотя бы 15-20% рентабельности, нужно было принимать много сложных решений. Одним из них стало изменение мотивации для сотрудников. Любое уменьшение процента от услуг дается тяжело как мастерам, так и владельцам заведений. Два мастера от меня уволились после изменений, еще сколько их будет, пока не ясно, — посетовал предприниматель.

Рынок бьюти-индустрии сложно отнести к высокомаржинальным бизнесам, но сейчас, если представители отрасли не повысят цены с новой налоговой нагрузкой, этот бизнес можно закрывать, потому что зарабатывать там будет нечего, предупредил собеседник. Он прогнозирует, что 30—50% игроков рынка закроются в ближайшие 12—18 месяцев.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей