Биржевые цены топлива начали обратный отсчет
На российском рынке нефтепродуктов наметилась долгожданная тенденция: они стали дешеветь. Президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов отметил «Вечерней Казани», что «уже третий день, как на бирже началась корректировка оптовых цен бензина и дизельного топлива: они существенно падают».
Стоимость АИ-92 за это время уменьшилась на 12% — с 74 218 до 66 510 рублей за тонну — по индексу европейской части России и на 10% — с 74 218 до 66 745 рублей за тонну — по национальному индексу (включает цены всех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны). До 27 октября биржевые цены на бензин лишь росли.
Розничные цены на автомобильный бензин этот тренд пока еще не переняли. С 21 по 27 октября они поднялись на 0,4%. Но, согласно данным Росстата, это самый низкий недельный прирост за последние два месяца.
Напомним: оптовые цены на топливо в стране устремились ввысь с начала августа, обновив показатели 2023 года. Стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже тогда превысила 73 тысячи рублей за тонну, бензин АИ-95 подорожал до 79,4 тысячи рублей. Следом их цена стала расти и в рознице. В итоге с начала года стоимость бензина на АЗС превысила инфляцию.
Эксперты полагали, что причиной этого стало совпадение ряда факторов и что с окончанием летнего сезона ситуация стабилизируется.
Кризис оказался более продолжительным, чем ожидалось
Топливный кризис оказался более продолжительным, чем ожидалось изначально, отмечает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Причиной этого он считает «неожиданно большое количество успешных атак на НПЗ».
По словам собеседника издания, эти атаки привели к снижению объёма нефтепереработки в нашей стране и, как следствие, к сокращению производства бензина. Хотя в последние недели, констатирует Сергей Кауфман, частота успешных атак уменьшилась. Основная причина роста цен на топливо всем известна — это внеплановые ремонты НПЗ из-за атак БПЛА, подтверждает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Филипп Мурадян.
Аналитик ФГ «Финам» прогнозирует, что если удастся успешно отражать новые нападения на инфраструктуру НПЗ, то в течение месяца, по мере завершения внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, кризис постепенно смягчится. Впрочем, правительство не стало дожидаться и приняло ряд мер.
В частности, оно запретило всем участникам рынка до конца этого года экспорт бензина и дизельного топлива, ввело мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу до мая 2026 года, увеличило объемы импорта топлива и т.д.
Если сильно поднимешь цены, потребители просто переедут на соседнюю заправку
В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что основная причина дефицита бензина — то в том, то в ином регионе его нет на заправках — скорее, экономическая.
Цены топлива на бирже, а именно там его покупают независимые АЗС, растут. Цена бензина АИ-92 в этом году неоднократно побила исторический рекорд. Поэтому для того, чтобы остаться в плюсе, им приходится поднимать его стоимость и в рознице. Но сделать это в должной мере они зачастую не могут. В том числе из-за конкуренции с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Она есть в том числе и в Татарстане, напомнил собеседник издания.
— Если сильно поднимешь цены, потребители просто переедут на соседнюю заправку ВИНК, и у тебя не будет клиентов, — констатирует он.
Плюс к тому антимонопольная служба мониторит ситуацию на рынке и зачастую выписывает независимым АЗС предписания о снижении цен, ссылаясь на то, что они необоснованно росли. В результате такие заправки просто перестают покупать бензин на бирже и продавать его в розницу.
— На АЗС очень частая картина, когда дизель есть, а бензина нет. Это как раз указывает на то, что его просто невыгодно продавать, поэтому его и нет, — говорит Игорь Юшков.
Выплаты по демпферу нефтяникам снизились почти наполовину
Кроме того, обращает внимание ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, в январе — сентябре этого года выплаты по демпферу нефтяным компаниям сократились почти наполовину. Цены на мировом рынке на нефть и нефтепродукты снизились, а рубль, наоборот, укрепился, напомнил он.
Как следствие, разница цен на внешнем рынке и индикативной ценой, которую государство ежегодно устанавливает для внутреннего рынка, сократилась. Эта самая разница и есть демпфер.
— НПЗ простаивают чаще, дольше, ремонтировать их выходит дороже, плюс к тому еще и выплаты по демпферу упали. Все это подталкивает нефтяников поднимать цены на бирже, чтобы компенсировать недополученную выручку, — резюмирует эксперт.
Страдают от этого, по его словам, в основном независимые АЗС. По мнению Игоря Юшкова, мораторий на обнуление демпфера — определенная компенсация нефтяным компаниям за дополнительные затраты, ремонты и т.д.
Сергей Кауфман также отмечает, что правительство пошло навстречу нефтяникам: ввело мораторий на обнуление демпфера даже при превышении оптовых цен граничных значений.
— Фактически это признание того, что нефтяники не виноваты в текущем кризисе и его причины носят внешний характер, — делает вывод он.
По мнению аналитика ФГ «Финам», без демпферных выплат ситуация была бы хуже, так как «нефтяники стали бы ещё активнее перекладывать цены на потребителей».
Филипп Мурадян считает, что президент подписал указ о моратории на обнуление субсидий по демпферу до мая 2026 года «поскольку рост оптовых цен объясняется вынужденным недостатком предложения, а не преднамеренными действиями нефтяных компаний». Как бы то ни было, это позволит заводам сохранить маржинальность и, соответственно, рыночные стимулы для поставок топлива на внутренний рынок.
Он напомнил, что из-за дефицита топлива оптовые цены уже превышали уровни, прописанные в условиях предоставления субсидий по демпферному механизму, из-за чего НПЗ частично лишались выплат. Между тем эти выплаты представляют собой значительную часть их маржи.
Сыграла роль совокупность факторов
Ирек Сулейманов считает, что в снижении биржевых цен топлива сыграла роль совокупность факторов: завершение активного сезона потребления нефтепродуктов и меры правительства. Кроме того, обращает внимание он, на бирже появилось больше бензина.
Собеседник издания также добавил, что все больше НПЗ завершают ремонты: как вызванные внешними факторами, так и запланированные. К слову, ремонт по плану, который займет не менее двух недель, проводит и один из двух татарстанских НПЗ «ТАНЕКО». Несмотря на то что эти работы еще не завершены, «продукцию он уже потихоньку отгружает».
— Каждый, даже маленький шаг оказывается на пользу рынку и добавляет на него объем топлива. Срабатывают как какие-то нюансы на самой бирже, так и новшества и правила (запреты или, наоборот, разрешения), которые включает правительство в лице Минэнерго. Например, запрет на экспорт бензина или разрешение для непроизводителей выпускать зимнее дизельное топливо с добавлением керосина, — комментирует Ирек Сулейманов.
Он также отметил, что сейчас в Россию импортируется бензин из Белоруссии — он тоже поступает на биржу. Собеседник издания напомнил, что для избежания дефицита топлива рассматривались его поставки и из азиатских стран: «Отовсюду по чуть-чуть, понемногу, но если топливо где-то появляется, то оно появляется везде».
Условно говоря, если бензин будут поставлять на наш Дальний Восток по прямым договорам из Южной Кореи или из Китая, значит, АЗС из этого региона будут в меньших объемах покупать его на бирже. Так как спрос на ней на бензин и дизельное топливо уменьшится, начнет снижаться и их цена. Это закон экономики, пояснил свою мысль глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения республики.
Более дешевое топливо появится на АЗС только месяца через полтора
Когда ждать понижения стоимости бензина на татарстанских заправках? Ирек Сулейманов обращает внимание на то, что на бирже нефтепродукты продаются в основном железнодорожными цистернами.
— Биржа имеет право производить отгрузку 30 дней, прибавьте к этому еще 10 дней на дорогу. То есть только через полтора месяца это условно дешевое топливо появится на автозаправках. Как они могут сегодня понизить цены, если партия бензина по другой цене поступит только спустя такое продолжительное время? — комментирует он.
Иначе говоря, необходимо учитывать временной лаг. Кроме того, собеседник издания пояснил, что нефтяные компании продают топливо еще и мелким оптом прямо с НПЗ в автоцистерны и «не очень-то спешат понижать на него цены». Понятно, что приобретают такое дорогое топливо в основном как раз таки независимые АЗС.
— Чтобы хоть как-то покрывать свои убытки, они вынуждены повышать розничные цены. Вы же видите: на частных индивидуальных заправках стоимость выше, чем на АЗС ВИНК — Лукойла, Татнефти и т. д., — констатирует эксперт.
По словам Ирека Сулейманова, как следствие, цена топлива на заправках республики пока неоднородная. Если независимые АЗС пока еще не получили более дешевый бензин, то на заправках ВИНК он продается даже ниже биржевой стоимости: «Куда им еще понижать цену?».
Глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения подчеркнул, что бензин в нашей республике самый дешевый в Приволжском федеральном округе.
Запрет на экспорт топлива погоду не сделал
Аналитик ФГ «Финам» считает запрет на экспорт бензина эффективной мерой, отмечая, что «без него ситуация была бы хуже». В то же время тот факт, что этого оказалось недостаточно для разрешения кризиса, говорит о том, что сокращение объёма производства превысило стандартный объём экспорта (около 10—15% от объёма производства), говорит эксперт.
Филипп Мурадян подчеркнул, что объемы производства бензина в России «исторически обеспечивают лишь самодостаточность, но не покрывают потребности внутренней экономики с большим запасом». Именно поэтому, по его словам, нехватка бензина ощущается значительно острее, чем дизельного топлива. Запрет на экспорт бензина и ограничения «серого» экспорта дизельного топлива, безусловно, помогают, но не решают первопричину проблемы.
Собеседник издания также напомнил, что запрет на экспорт дизеля действует только для непроизводителей, а основной экспорт ведут как раз производители. Наша страна производит примерно в два раза больше дизельного топлива, чем потребляет, в связи с чем его дефицит на внутреннем рынке (кроме зимнего) крайне маловероятен, делает вывод Филипп Мурадян.
В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что введенный в августе запрет на экспорт бензина существенно не повлиял на ситуацию внутри страны, потому что «его и так не хватало». Поэтому дополнительные объемы, перенаправленные с несостоявшегося экспорта на внутренний рынок, «погоду все-равно не сделали: цены не снизились».
Сложности с логистикой — не первопричина кризиса
К числу узких мест были также отнесены транспортно-логистические проблемы. В связи с этим власти рекомендовали ускорить транспортировку нефтепродуктов по железной дороге.
Филипп Мурадян пояснил «Вечерней Казани», что более сложная логистика может возникать из-за снижения производства отдельными НПЗ. В результате этого в некоторые регионы топливу прокладывают новый путь. По его словам, сложности могут возникать и при импорте. Например, в сфере недавнего дефицита бензина нарастили его поставки из Беларуси.
В логистике обозначился комплекс проблем, подчеркнул директор ООО «Реверс», председатель комитета по логистике и грузовым автоперевозкам Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Сергей Сотников. К их числу он отнес и возникшие трудности на границе с Казахстаном, где уже второй месяц простаивают на досмотре больше 10 тысяч фур.
Предпосылок для увеличения грузоперевозок, констатирует собеседник издания, не видно. Напротив, участники рынка ждут еще большее их снижение. Свою роль в этом, полагает Сергей Сотников, сыграют банковские проценты, снижение прямых инвестиций со стороны государства, повышение налогов и постоянно появляющиеся неналоговые траты — система «Платон», маркировка, электронный документооборот и т. п.
Сложности с логистикой не первопричина кризиса, в свою очередь подчеркивает Филипп Мурадян.
«Сколько топлива на биржу ни вливай, толку не будет»
В числе новых мер в поддержку рынка нефтепродуктов называют возможное обязательство для нефтяных компаний направлять на переработку не менее 40% сырья с последующим направлением получаемых нефтепродуктов на внутренний рынок.
Впрочем, аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что в нашей стране и так перерабатывается порядка 50% добываемой нефти (точное значение меняется в зависимости от уровня добычи). Например, в 2024 году было переработано 266,5 миллиона тонн при добыче в 516 миллионов тонн, привел конкретные цифры он. Иначе говоря, это предложение лишь закрепит существующую практику, но реальных изменений практически не последует.
Он полагает, что эта мера может затронуть отдельные небольшие нефтедобывающие компании, которые «исторически в большей степени ориентированы на экспорт». Аналитик ФГ «Финам» предполагает, что в своём предложении вице-премьер РФ, курирующий ТЭК, Александр Новак имел в виду снижение числа посредников, занимающихся топливным трейдингом, и упрощение оптовых покупок топлива со стороны АЗС или других бизнесов.
Сама идея продажи излишков на бирже подразумевала, что свободные объемы будут приобретать независимые продавцы, в свою очередь поясняет Сергей Сотников. Но в реальности, подчеркивает он, этого не произошло.
— Крупные ВИНКи монополизировали рынок. Условий для развития независимых АЗС нет. Складывается ощущение, что их скоро «задушат» и скупят, — сетует он.
Председатель комитета по логистике и грузовым автоперевозкам ТПП Татарстана убежден, что «без независимых АЗС сколько топлива на биржу ни вливай, толку не будет». Он полагает, что нужен комплекс мер. В частности, необходимо «унять аппетиты и лоббистские возможности вертикально интегрированных компаний, создать условия для независимых АЗС».
В то же время президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов утверждает, что никакого монополизма и засилья ВИНК в республике нет. По его словам, рынок нефтепродуктов ВИНК делят с независимыми АЗС примерно в соотношении 50% на 50%.
У нефтяных компаний, напоминает Ирек Сулейманов, есть добыча, переработка, оптовое звено (продажа топлива на бирже по высоким ценам) и еще и розница, тогда как у независимых АЗС есть только розница.
— Поэтому-то частные заправки на сегодняшний день и имеют большие проблемы. Точнее, надеюсь, что имели. Рассчитываю, что цены будут падать и снизятся до нормального, приемлемого для ведения бизнеса уровня, — резюмирует он.
Ценам невозможно запретить расти
Cергей Сотников считает, что основные отрасли экономики, в том числе ТЭК, должны регулироваться государством. Так происходит и в Китае, и в Америке, и других странах, приводит аргумент он, подчеркивая, что вопрос заключается в механизмах. Он пояснил, что «не призывает к глупостям в виде директивно устанавливаемых отпускных цен».
По мнению Сергея Кауфмана, предложения запретить рост — популистские. В рыночной экономике в условиях дефицита ценам практически невозможно запретить расти без значительного ущерба для отрасли, убежден он. Единственный способ сделать это — прямые субсидии со стороны государства. Но сейчас в бюджете на такие субсидии нет свободных средств, в связи с чем такая мера даже не рассматривается.
В сегодняшних условиях независимые АЗС, а их в нашей стране большинство, получают отрицательную маржу из-за рекордного роста оптовых цен на топливо, констатирует аналитик ФГ «Финам».
Если ограничить для них рост розничных цен без компенсации в виде тех или иных субсидий, то значительной части независимых заправок придётся просто закрыться. Это привело бы к монополии ВИНК и значительно более сильному дефициту топлива, продолжил логическую цепочку он.
Попытка предотвратить физический дефицит бензина
Принимаемые меры — это, скорее, попытка предотвратить физический дефицит бензина, считает Игорь Юшков. К их числу он относит и обнуление ввозных пошлин на топливо до середины 2026 года, благодаря чему его можно «спокойно завозить» из-за пределов страны.
Кроме того, напомнил собеседник издания, правительство обсуждает возможность использования топливных присадок, чтобы нарастить предложение бензина и дизеля в России.
Об этом в кулуарах заседания дискуссионного клуба «Валдай» рассказывал СМИ Александр Новак. В частности, речь идет о временном использовании монометиланилина (ММА) — присадки, повышающей октановое число бензина. Предполагается, что это позволит дополнительно поставлять на внутренний рынок 50 тысяч тонн бензина в месяц.
Но, констатирует эксперт, условия, при которых бензин становится невыгодно продавать, к сожалению, сохраняются.