Франшизы найдут перспективу в татарстанских деревнях
На рынке готового бизнеса новые веяния. Инвесторы теряют интерес к пунктам выдачи заказов маркетплейсов и продуктовым магазинам. Теперь сфера приложения их средств — туризм и все, что с ним связано, но не только.

Смена приоритетов
В России растут запросы на франшизы. По данным Businessmens.ru (крупнейшая площадка для бизнеса с посещаемостью 9 миллионов человек в год), по сравнению с первым полугодием 2024 года их стало больше на 8%, хотя общие темпы прироста и ниже прошлогодних.
Согласно аналитике TopFranchies, тогда по сравнению с предыдущим 2023 годом поступило почти на треть больше заявок. Однако высокая ключевая ставка ЦБ стала одним из сдерживающих факторов для запуска франшиз. По этой причине часть инвесторов отложила открытие бизнеса.

Тем не менее, как свидетельствует сайт Franshiza.ru, за 2024 год на российском рынке франчайзинга появилось более 500 новых игроков (всего на конец декабря – 3860). И 95% из них – российские бренды. Оставшиеся 5% поделили между собой предприниматели из Казахстана, Беларуси, Турции и Узбекистана.
Помимо прочего, за последние шесть месяцев интересы инвесторов сместились в иные ниши. В 2024 году были крайне популярны открытия пунктов выдачи заказов. Ныне они уже не столь актуальны. Охладели инвесторы и к образовательным услугам. Хотя детское образование показывает даже прирост. Например, школы программирования. Снизилась востребованность франшиз на рынке недвижимости – сыграла роль недоступность кредитов.
Пострадала даже сфера питания. В большей степени отрицательную динамику продемонстрировали суши-роллы (-25%) и пицца (-15,7%). А вот бургерные, кофейни и мороженое обошлись без потерь.
На пике популярности в первой половине этого года — туристический бизнес и все, что с ним связано. К примеру, ниша фаст-фуда, а также новые концепции «мини» - мини-сыроварни, мини-кофейни, фуд-траки и прочее. Возрос интерес к финансовым агентствам, предоставляющим услуги брокеров, кредитования и ведения банкротства (в том числе «физиков»).
Всплеск интереса переживают производства. В том числе сельскохозяйственной продукции, включая ее переработку и сбыт, а также предоставление услуг агробизнесу. Востребованы также такие направления, как отдых и развлечения, медицина и бьюти-сфера.

В Казани вне конкуренции — вендинговые аппараты: с питьевой водой, кофейни самообслуживания и тому подобное. Они опередили даже франшизы таких распространенных продуктовых магазинов, как «Пятерочка» и «Магнит».
Третье место вопреки общероссийской тенденции в столице Татарстана заняли пункты выдачи заказов и курьерские службы (Ozon, СДЭК и другие). Следом за ними расположились кафе и рестораны («Бургер Кинг», «Додо Пицца» и т.д.). Замкнули пятерку салоны красоты и парикмахерские.
В стране стремительно теряют популярность самые недорогие франшизы стоимостью до 100 тысяч рублей. В то же время вырос спрос на готовый бизнес, требующий вложений от 6 и более миллионов рублей.
Инвесторы ищут не просто «бизнес за деньги», а устойчивую модель
Президент международной ассоциации промышленников и предпринимателей «МОСТ», генеральный директор АНО «Агентство цифрового развития», член Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Алексей Мостовщиков отмечает, что за последний год на рынке франчайзинга произошли заметные изменения: «Они отражают сдвиг в потребительских и инвестиционных приоритетах».
Прежде всего, комментирует он, наблюдается переход от дешёвых, часто низкомаржинальных форматов к более серьёзным инвестиционным проектам. Эксперт полагает, что снижение интереса к франшизам стоимостью до 100 тысяч рублей связано не только с их низкой рентабельностью, но и с сомнительной эффективностью.

В то же время растёт спрос на франшизы с вложениями от 500 тысяч до миллиона рублей и выше. По мнению собеседника издания, это говорит о том, что инвесторы стали более зрелыми: «Они ищут не просто «бизнес за деньги», а устойчивую, масштабируемую модель с чёткой стратегией развития».
— Большинство недорогих франшиз — просто «заманухи», — убежден основатель франчайзинговых ресторанов «Мясо&Рыба», председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов. — Не получится потратить три копейки, а заработать шесть.
Как правило, минимальная стоимость франшизы говорит о том, что за ней ничего нет, предостерегает он. Именно поэтому, по его мнению, предприниматели выбирают более дорогие качественные продукты.
А член Гильдии маркетологов Дамир Губейдуллин связывает падение популярности недорогих франшиз с тем, что «выбран практически весь пласт потенциальных франчайзи, которые могли и хотели запустить такой максимально недорогой по стоимости бизнес». Более крупные инвесторы, полагает он, продолжают на прежнем уровне интересоваться более дорогими и серьезными проектами с крупной суммой инвестиций: «И это чаще всего более подготовленная и опытная в бизнесе публика».

Алексей Мостовщиков отметил также переход от онлайн- и логистических форматов к офлайн-услугам с личным взаимодействием — красоте, медицине, туризму, финансовым и образовательным услугам.
По его мнению, причиной стал восстановившийся спрос на качественные персональные услуги, рост внимания к здоровью и личному опыту, а также усталость от цифровизации. Секторы же, связанные с пунктами выдачи заказов, услугами в сфере недвижимости и образовании, теряют популярность. Сергей Миронов считает, что все логично: «Пунктов выдачи заказов огромное количество. В какой-то момент они насытили рынок».
Параллельно, обратил внимание гендиректор Агентства цифрового развития, наблюдается рост цифровизации самих франшиз — внедрение CRM, онлайн-обучения, аналитики и автоматизации процессов, что повышает эффективность управления сетями.
— В основном рынок франчайзинга подогревается интересом потребителя: куда он идет или иногда бежит от проблем, заедает стресс и так далее, — говорит основатель и управляющий партнер компании TopFranchise, автор книги «Вырасти с франшизой», председатель московского комитета общероссийской общественной организации «Опора России» Василь Газизулин.

Эксперт сообщил, что в целом есть большой спрос на франшизы, связанные со здоровьем, которые «решают уже ощутимые проблемы». Например, боль в спине или какие-то другие медицинские практики. Кроме того, по его словам, в мировом и российском франчайзинге, несмотря на тренды правильного питания и ЗОЖ, по-прежнему набирает обороты фаст-фуд.
Гораздо проще купить готовый бизнес с понятными результатами
Есть мнение, что франшизы зачастую покупают с целью инвестиций.
— Отчасти да: люди пытаются сберечь свои средства и вкладывают их в какое-то выгодное предприятие. Кроме того, есть все большее осознание, что изобретать велосипед сегодня сложно — не 90-е годы. Гораздо проще купить готовый бизнес с понятными финансовыми результатами. Отсюда рост франшиз, — соглашается Сергей Миронов.
Ресторатор и владелец франшизы «Додо Пицца» в Альметьевске и Казани Вячеслав Миллер подтверждает, что инвестиции во франшизу более доходны, в то же время «они и более рисковые», так как франчайзинг — это тоже бизнес.
— Вопрос в том, что понимать под инвестициями. Можно инвестировать и получить долю в бизнесе, а можно инвестировать как во всех банках на условиях под процент. В первом случае вы полностью принимаете на себя риски по результату деятельности, а во втором случае — просто процент от дохода, но риски остаются при вас в любом случае, — пояснил он свою точку зрения.

Основатель бренда женской одежды из Санкт-Петербурга Cher-Neva Елена Чернева допускает, что, «возможно, это так»: франшизы приобретают с целью инвестиций. Вместе с тем она наблюдает, как франшизы покупают молодые предприниматели. Собеседница издания считает это своего рода практикой в «бизнес-школе».
— Отлаженные процессы, минимальные риски, планируемые доходы и возможность всегда обратиться за советом к франчайзеру, — перечислила она плюсы такого подхода.
Вместе с тем собеседница издания подчеркнула, что «покупка франшизы — это не победа в лотерее, которая принесла легкие деньги». Работать придется так же, как при открытии любого другого собственного бизнеса. И точно так же предприниматели несут за него личную ответственность.
— Бизнес — вещь труднопрогнозируемая по успеху и доходности. И хотя франшиза облегчает старт своего бизнеса, его доходность остается личным риском предпринимателя-франчайзи и может не только не спасти инвестиции от «обесценивания», но и принести убыток, — подтверждает Дамир Губейдуллин.
Вход на рынок затрудняет высокая конкуренция
По мнению Алексея Мостовщикова, основные причины, сдерживающие развитие франчайзинга в России, носят «как системный, так и региональный характер». Главным барьером остаётся отсутствие специализированного законодательства, что снижает доверие со стороны потенциальных инвесторов и оставляет франчайзи без достаточной защиты.

— Многие люди до сих пор воспринимают франшизы как маркетинговые схемы, где главная цель — продать пакет, а не построить успешный бизнес, — отметил он.
А Сергей Миронов, помимо всего прочего, считает, что развитию ресторанных франшиз мешает самоуверенность участников этого рынка.
— Отдельному предпринимателю кажется, что он настолько гениален, что сделает все лучше. И его ресторан точно будет прекраснее, чем сильный бренд, на разработку которого потратили десятки, а иногда сотни миллионов рублей. Поэтому он не берет франшизу: «Зачем платить роялти. паушальный взнос, если я все сделаю сам?» Во-первых, не сделает. А во-вторых, затраты на бренд гораздо выше, чем паушальный взнос, который человек заплатит, потому что в него вкладываются гораздо большие суммы. Франшиза выгодна, но понимания этого нет, — отмечает он.
К этому добавляется дефицит квалифицированных франчайзи, готовых не просто вложить деньги, но и активно участвовать в развитии проекта. Высокая конкуренция в популярных сегментах, таких как кофейни, доставка еды или образовательные центры, также затрудняет вход на рынок, констатирует эксперт.
Алексей Мостовщиков отметил, что в регионах, включая Татарстан, существуют дополнительные сложности: дефицит качественных локаций, рост арендных и коммунальных платежей, трудности с наймом и удержанием персонала. В то же время в Казани, полагает он, ситуация лучше, чем во многих других городах, так как «здесь высокий уровень предпринимательской активности, действуют государственные программы поддержки, есть развитая инфраструктура в виде бизнес-инкубаторов и технопарков».

Мультикультурная среда и растущий средний класс создают благоприятную почву для новых форматов, особенно в сферах услуг, образования и здравоохранения, обозначил положительный момент собеседник издания. Однако региональный рынок ограничен и не все франшизы могут масштабироваться за пределы столицы республики, констатирует президент международной ассоциации промышленников и предпринимателей «МОСТ».
В свою очередь, Вячеслав Миллер считает, что развитию франчайзинга в нашей стране мешает отсутствие льгот для предпринимателей, работающих в этой сфере.
— Такие есть в Москве и Подмосковье, у нас в Татарстане нет, — констатирует он.
Кроме того, по мнению ресторатора, «банки могли бы относиться более лояльно к бизнесу, развивающемуся по франчайзингу, так как это на порядок более надежная форма развития».
Рост числа судебных споров — следствие роста самого рынка
Эксперты характеризуют рынок франчайзинга как активно растущий. В то же время, по их мнению, заметно ощутимо выросло число судебных разбирательств между сторонами, недовольными друг другом.

Эта ситуация действительно имеет место быть, подтвердил «Вечерней Казани» Алексей Мостовщиков. И, по его мнению, она отражает реальные вызовы, с которыми сталкивается рынок франчайзинга.
— Рост числа судебных споров — следствие как роста самого рынка, так и его недостаточной зрелости. Многие франчайзи приобретают франшизу с завышенными ожиданиями, полагая, что успех гарантирован, но сталкиваются с жёсткой конкуренцией, неудачным выбором локации, высокими роялти или слабой поддержкой со стороны франчайзера, — комментирует эксперт.
В то же время франчайзеры нередко сталкиваются с нарушениями стандартов, использованием бренда в ущерб его репутации, отказами от уплаты роялти, что они справедливо называют «предпринимательским терроризмом».
— Много новых франшиз, много желающих их продать и купить. При этом полно непрофессионалов с обеих сторон, что приводит к проблемам и спорам между ними, вплоть до судебных, — подтверждает это мнение член Гильдии маркетологов.
В частности, по его мнению, на рынке «много слабых и непроработанных франшиз, которые завлекают партнеров слишком сладкими и зачастую нереальными обещаниями доходности». Это основная суть споров со стороны разочарованных франчайзи, убежден Дамир Губейдуллин.
С другой стороны, говорит он, держатели франшиз часто сталкиваются с недобросовестностью партнеров франчайзи, которые не соблюдают и нарушают необходимые стандарты работы, правила и регламенты, плохо контролируют собственные бизнес-процессы, что приводит к недовольству клиентов и дискредитирует бренд франшизы.

Количество судебных разбирательств растет гораздо меньшими темпами, чем количество открытий по франчайзингу, уверен ресторатор Вячеслав Миллер.
У 90 процентов франшиз нет нормального сопровождения
По мнению Сергея Миронова, судебных разбирательств действительно достаточно много. В первую очередь, предполагает он, потому что франшиза не имеет каких-то норм: «Зачастую продают красивую упаковку, за которой ничего нет».
И самое главное, подчеркивает эксперт, у 90% франшиз нет нормального сопровождения. Владелец бренда просто предоставляет право его использования и франчайзи дальше не занимается: не помогает с выбором правильных поставщиков, с регламентами и т.д. Как следствие, возникают судебные разбирательства.
К сожалению, обращает внимание глава координационного совета российской федерации ресторатов и отельеров, есть и обратная сторона, когда франчайзи покупают франшизу и не читают договор, не понимая, что им необходимо исполнять кучу пунктов.
— Их ресторан должен работать по жестким правилам франчайзера, по-другому никак. Они этого не понимают. Думают: «Ресторан мой, что хочу, то и ворочу». И это тоже повод для встречи в суде, — пояснил он.

Вместе с тем основатель ресторанов «Мясо&Рыба» признал, что рынок стал чуть более профессиональным: франчайзи уже в большей степени вникают в то, что покупают. И это, не сомневается он, хорошо, потому что «сильных, детально проработанных франшиз очень мало».
Отдельного закона о франчайзинге до сих пор нет
Алексей Мостовщиков полагает, что основная причина конфликтов на этом рынке — отсутствие правового регулирования.
— В России до сих пор нет отдельного закона о франчайзинге, — напоминает он.
Отношения между франчайзерами и франчайзи строятся на общих положениях Гражданского кодекса, которые не учитывают специфику таких отношений. Это создаёт правовую неопределённость.

По мнению собеседника издания, профильное регулирование могло бы включать обязательное раскрытие информации о финансовых показателях, введение так называемого периода охлаждения, когда франчайзи может отказаться от договора в первые дни, а также создание саморегулируемых организаций с этическим кодексом и механизмом досудебного урегулирования споров.
— Без таких мер рынок рискует потерять доверие и столкнуться с ростом скандалов и разочарований, — констатирует он.
Елена Чернева также считает, что развитию франчайзинга в нашей стране мешает отсутствие законодательной базы.
— Но и общие тенденции развития бизнеса сейчас не самые благоприятные, — заметила она.
Высокая ключевая ставка, рост налоговой нагрузки, усиление контроля за финансовыми потоками малого бизнеса, рост стоимости ведения самого бизнеса: аренда, коммунальные платежи, логистика, закупка материалов и сырья, перечислила собеседница издания.
При этом, по ее словам, в 2025 году наблюдается еще и снижение потребительской активности. Все эти факторы в целом не могут положительно влиять на бизнес. Ежедневно приходят сообщения, что кто-то из числа знакомых прекращает предпринимательскую деятельность, рассказала Елена Чернева.

Вячеслав Миллер также считает, что эта отрасль требует отдельного и особого регулирования.
— Я вижу во франчайзинге огромный потенциал и считаю его недооценённым инструментом развития экономики нашей страны. У нас нет фокуса на этом инструменте. Соответственно, и развивается он у нас пока диковато и по-своему, — изложил он свою точку зрения.
По мнению ресторатора, в нашей стране в целом на должном уровне не занимаются развитием предпринимательства: «Всегда считали, что малый предприниматель как сорная трава прорастет сам». Владелец франшизы «Додо Пицца» в Альметьевске и Казани полагает, что профильное регулирование этого рынка должно быть организовано сообществом его игроков.
— У опытных франчайзеров есть определенные системные стандарты, подходы, отработанные временем, и конечно бренд. У франчайзи есть запросы и ожидания, и самое главное — желание рисковать. Нужен баланс, — обосновывает он необходимость законопроекта.
Рынок возвращается к классической модели
Эксперты считают, что начиная с осени российский рынок франчайзинга будет постепенно прибавлять (до 20% месяц к месяцу). И по итогам года его общий рост к уровню 2024 года составит не менее 15%.
Дамир Губейдуллин называет главным фактором снижение ключевой ставки ЦБ, а значит, и ставок по депозитам. Это выведет на рынок ранее замороженные там средства потенциальных инвесторов в бизнес.
— Свой бизнес при дальнейшем снижении ставок депозитов снова становится интересным, и мы сможем увидеть определенный объем отложенного спроса на франшизный бизнес, — полагает он.
По мнению эксперта, с учетом специфики Татарстана как развитой промышленной и аграрной республики с большим потоком туризма инвестиции потекут в связанные с этим секторы: индустрию гостеприимства, общепит, торговлю, сервисы и услуги, а также производства продуктов питания и непродовольственных товаров.
Дамир Губейдуллин убежден, что здесь у республики одна из самых перспективных ситуаций для хорошей динамики.

В свою очередь, Василь Газизулин «как патриот республики и страны» считает, что во франчайзинге обязательно должны быть реализованы несколько его идей. К примеру, напомнил он, набирает обороты такой тренд, как халяль-индустрия. Лучшие практики халяльного потребления в Татарстане могут быть с помощью франчайзинга реализованы по всему миру. В том числе в страны ближнего зарубежья, Казахстан, Узбекистан и т.д.
— Это первое, во что я верю. Это подтверждает наше взаимодействие с российским экспортным центром и с центром поддержки экспорта Татарстана, — подчеркнул эксперт.
Второе — собеседник издания полагает, что у франчайзинга много перспектив в малых населенных пунктах республики, небольших районных центрах и деревнях, селах и небольших городах. Например, в доставке еды, в общественном питании, потому что там нет крупных агрегаторов. Эти перспективы надо реализовывать. И талантливые проекты уже есть, сообщил он.
Кроме того, руководитель компании TopFranchise предлагает традиционно сделать ставку на образование. Казанский университет и многие другие вузы «исторически генерят очень много интеллектуальной собственности». На эту базу, полагает он, нужно обязательно накладывать любые образовательные проекты, которые рождаются в Татарстане.
Один из примеров, по его мнению, это детское образование. Лучшие практики в программировании, в математике, физике и т.д. могут быть очень перспективны в развитии по всей республике, стране и на экспорт, подвел итог он.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Инесса Куляжева, обвиняемая в вымогательстве пяти миллиардов рублей у своего бывшего мужа, заявила в суде, что, если бы следствие к ней прислушалось, покушения на Ирину Шевыреву можно было бы избежать.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
На «Диалогах» главный архитектор Казани призывает позаботиться о создании альтернативных форм жилья, чтобы помочь молодым специалистам. Один из главных критериев при выборе квартир для них - небольшая удалённость от места работы.
Замруководителя исполкома Казани пытается убедить суд в том, что подписал брачный договор с бывшей супругой под давлением, а предоставленные женщиной сведения о его миллиардных активах считает оговором.
Прокуратура и СКР выявили рекордное число коррупционных преступлений в 2025 году. Республика по этому показателю заняла первое место в Поволжье. Впрочем, правоохранители призывают не драматизировать ситуацию.












