Если не принять системных мер, бензиновый кризис начнет повторяться каждое лето
Цены на топливо в стране показали рекордный рост, обогнав инфляцию. Бензин дорожает как на оптовом, так и на розничном рынках. И хотя Татарстан в этом плане остается «островком стабильности», независимые АЗС ощутили сложности и у нас.

Бензиновая лихорадка охватила больше десятка регионов
Оптовые цены на топливо в стране с начала августа устремились ввысь. В результате они обновили свои рекорды 2023 года. Стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже превысила 73 тысячи рублей за тонну, бензин АИ-95 подорожал до 79,4 тысячи рублей. Следом их цена стала расти и в рознице. С начала года стоимость бензина на АЗС уже поднялась на 7,2%, превысив инфляцию.

Уязвимы в этом плане оказались так называемые независимые заправки — не имеющие доступа к собственным добывающим мощностям и хранилищами, и вынужденные покупать топливо на бирже. Вплоть до того, что некоторые из них оказались на грани закрытия: отдельные НПЗ не отгружали им самые востребованные марки бензина АИ-92 и АИ-95 неделями.
Изначально нехватка топлива наблюдалась лишь в отдельных регионах. Но затем с дефицитом бензина стали сталкиваться все большее их число: как удаленные вроде Дальнего Востока, так и находящиеся в центральной части России.
В итоге бензиновая лихорадка охватила более десяти из них. Перебои с топливом были отмечены в том числе в Саратовской, Нижегородской, Ростовской, Рязанской областях и в Крыму. К счастью, Татарстана в этом перечне нет. Наша республика, напротив, отметилась низкими ценами.
Признаки топливного кризиса в республике все-таки присутствуют
— Признаки трудностей с поставками нефтепродуктов, которые задели многие российские регионы, в республике все-таки присутствуют, — признал в беседе с «Вечерней Казанью» президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов.

Он пояснил, что имеет в виду не столько повышение цен на бензин, сколько испытываемые сложности. Это в первую очередь касается независимых автозаправок, которые не имеют отношения к вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Основные игроки из числа ВИНК в республике: Татнефть, ТАИФ, Лукойл. Независимых АЗС в Татарстане тоже достаточно: их примерное соотношение с сетями нефтяных компаний, согласно открытым данным, составляет 40% к 60%. Наиболее значима из них сеть «Ирбис».
— Все автозаправочные станции покупают топливо на Петербургской товарно-сырьевой бирже. На ней продается определенное количество нефтепродуктов, являясь маркером цены для всей страны. Иначе говоря, стоимость топлива, реализованного посредством биржевых торгов, учитывается потом везде и всюду. Можно сказать, что это и есть его рыночная цена, — рассказал глава объединения.
По его словам, в последнее время купить бензин на бирже в достаточном количестве удается не всегда, поэтому «его оптовая цена растет ежедневно». Существует договоренность, согласно которой стоимость топлива на АЗС в стране не должна превышать уровень инфляции. А для заводов-производителей, которые продают бензин и дизельное топливо оптом, таких ограничений нет. Вот и возникает диспаритет, говорит собеседник издания. На сайте биржи даже появился показатель: насколько оптовая цена топлива превышает розничную.

Ирек Сулейманов подчеркнул, что, к сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что частные заправки, которые не имеют отношения к доминирующим на рынке игрокам, вынуждены повышать цены.
— Вертикально интегрированные нефтяные компании этого, конечно, не делают. Клиенты с независимых АЗС уезжают заправляться к ним. В результате у ВИНК увеличивается реализация, у независимых сетей она, напротив, падает. Последние пытаются заработать хоть какую-то прибыль. Как следствие: на сегодняшний день в республике цена на бензин у них дешевле биржевой. Иначе говоря, эти заправки работают в минус, — рассказал «Вечерней Казани» представить одной из таких заправок на условиях анонимности.
Президент профильной ассоциации считает, что эта ситуация временная: «В топливно-энергетическом комплексе России просто все совпало: и высокий сезон потребления бензина, и ремонты нефтеперерабатывающих заводов, и т. п.». Ему известно, что правительство пытается принять решения, которые бы не допустили серьезных провалов в этой отрасли и россияне не имели проблем с топливом.
Во-первых, с его наличием, во-вторых, с высокими ценами. Есть запрет на экспорт бензина (и мысль распространить его и на дизельное топливо). Есть просьба к нефтяным компаниям увеличить производство — много всяких предложений и предположений.

— СМИ пишут, сколько мы потеряли в объемах производства. Поэтому правительство просит нефтяников нарастить выпуск бензина. Конечно, быстро, по щелчку пальца, это сделать сложно. Ситуация сложилась неоднозначная, — обрисовал эксперт. — Было ли когда-либо на топливном рынке подобное? Исходя из моего опыта, нет.
Ирек Сулейманов хотел бы надеяться, что эта ситуация стабилизируется в течение месяца. Он связывает это с тем, что в ближайшее время должны завершиться ремонты на ряде российских НПЗ. На взгляд главы республиканской Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения, «топливный рынок в стране уже был отлажен». Поэтому нам просто нужно выбраться из этой ситуации при условии того, чтобы «как можно меньше мешали внешние факторы».
— Когда объемы производства топлива восстановятся, начнет снижаться и цена. Это же рынок: чем больше товара, тем дешевле его стоимость, — напомнил он.
Что касается цены на нефть, стоимость бензина с ней в России напрямую не связана.
— В Америке на заправках ежедневно меняют ценники исходя из стоимости черного золота. У нас это не работает, — подтвердил собеседник издания.
Реальная причина роста оптовых цен — череда внеплановых ремонтов НПЗ
Старший аналитик инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин считает, что реальной причиной роста оптовых цен на бензин стала череда внеплановых ремонтов установок НПЗ из-за атак беспилотников с начала августа. Это повлияло на объем производимого бензина.

Он подчеркнул, что экономических причин на мировых рынках или изменений российского законодательства для корректировки правил ценообразования не было. По риску неполучения нефтеперерабатывающими заводами выплат по демпферу (механизм, смягчающий колебания цены на внутреннем рынке. — «ВК») по бензинам правительство России также в августе заблаговременно сообщило, что будет решать этот вопрос.
— Сами по себе ремонты установок занимают, исходя из опыта 2024 года, не так много времени: от нескольких недель до пары месяцев. Но трудно предсказать риски новых атак и продолжительность новых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, — говорит аналитик «БКС Мир инвестиций».
Он убежден, что как только атаки прекратятся, цены на бензин «уже в течение нескольких недель перейдут к резкому снижению». Кирилл Бахтин предполагает, что для правительство желаемый уровень оптовых цен — это котировки на начало лета.
Результат «идеального шторма»
Схожей точки зрения придерживается и аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его мнению, причиной топливного кризиса стало сочетание сезона высокого спроса со снижением производства на НПЗ из-за атак.
— Скорость разрешения кризиса фактически будет зависеть от скорости восстановления пострадавших нефтеперерабатывающих заводов, а также от успешности отражения новых атак, — констатирует он. При этом аналитик допустил, что ситуация может смягчиться уже в ближайшие недели на фоне завершения сезона повышенного спроса.
В свою очередь, управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин пришел к выводу, что рекордный рост цен на топливо — результат «идеального шторма». Пик турпотоков создал аномальный (выше ожидаемых ориентиров) спрос в ряде регионов, плановые и внеплановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов совпали и затянулись из-за дефицита ликвидности, комплектующих и подрядов, часть мощностей простаивала дольше обычного, перечислил он.
К этому добавились «узкие» места по логистике и оборотному капиталу у независимых трейдеров, дефицит высокооктановых компонентов для АИ-95, перебои с железнодорожными отгрузками и «ожидательная» модель поведения на бирже, когда участники приобретают топливо впрок, усиливая дисбаланс, анализирует он.
Нефтяники захотели восполнить недополученное внутри страны
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков разделяет причины возникшего в ряде регионов России бензинового кризиса на фундаментальные и появившиеся чуть позже временные и тактические, которые его усугубили.

Фундаментальные причины — финансовые: все, что связано с выплатами государства нефтяным компаниям. Собеседник издания напомнил, что в 2025 году цены на черное золото, а, соответственно, и на нефтепродукты на мировом рынке по сравнению с предыдущим годом снизились, плюс к тому укрепился рубль.
Разрыв между ценами внутри страны и внешними сократился. Это привело к сокращению выплат по так называемому демпфирующему механизму, который по сути и представляет собой разницу между стоимостью на внутреннем рынке и за пределами страны.
— За восемь месяцев этого года выплаты по демпферу в адрес нефтяных компаний сократились примерно на 46 процентов. Это привело к тому, что они захотели восполнить недополученные средства за счет роста цен на внутреннем рынке. Так создались условия для повышения стоимости топлива, — полагает он.
К другим факторам эксперт отнес повышенный летний сезон спроса: его пик приходится на июль и август. В это время каждый год растет потребление нефтепродуктов, и в том числе бензина. Люди более активно перемещаются на легковых автомобилях. Сюда же Игорь Юшков причислил и ремонт НПЗ.
При этом аналитик подчеркнул, что для нефтяных компаний ремонтировать-модернизировать нефтеперерабатывающие заводы после 2022 года стало дороже, потому что действуют санкции, запрещающие доставку в нашу страну оборудования для нефтепереработки. Его нужно везти либо параллельным импортом, либо заказывать в России. В Азии на это оборудование возникла очередь и цены поднялись.

— Издержки нефтепереработки как таковой выросли. Сказался еще и сиюминутный фактор — плановые-внеплановые ремонтные работы в результате атак беспилотников. Все эти затраты компании тоже стремятся заложить в стоимость. Во-первых, им надо компенсировать повреждения. А во-вторых, начинаются простои мощностей, — дополнил он.
На бирже началась паника: топливо стали скупать впрок
В итоге, констатирует собеседник издания, предложение нефтепродуктов на бирже уменьшилось: «Это породило пиковый ажиотаж». К августу цены, как известно, росли довольно стремительно. Вдобавок появились новости о начавшихся ударах по нефтеперерабатывающим предприятиям.
— На бирже началась паника. Все начали скупать впрок объемы топлива, которые на самом деле им не были нужны. Из-за того, что это происходило массово, возник его дефицит и еще больший рост цен. То есть многие компании своими действиями усугубили ситуацию, — подчеркнул он.
Имел ли место физический дефицит бензина на внутреннем рынке в масштабах страны? Игорь Юшков дал на этот вопрос отрицательный ответ, подчеркнув, что все случаи отсутствия топлива в регионах относятся к независимым АЗС — тем, кто покупает топливо на бирже.
Основная проблема последней, по мнению эксперта, регуляторная: ее цены стали рекордными. Если заправки покупают нефтепродукты оптом на бирже, они, естественно, хотят повысить их стоимость и в рознице для того, чтобы хотя бы выйти в ноль. Но когда они это делают, антимонопольная служба вопрошает: «Почему у ВИНК цена топлива ниже? Значит, у вас необоснованный рост цен». И выписывает предписание снизить цену.
Получается, что независимые АЗС торгуют бензином себе в убыток. Естественно, в какой-то момент они просто отказываются продавать топливо. Ведущий аналитик ФНЭБ полагает, что либо сознательно идут на это, либо у них по тем или иным причинам нарушаются поставки с НПЗ.

Зачастую оказывается изменена логистика. Раньше нефтепродукты доставляли железнодорожным транспортом с нефтеперерабатывающего завода на топливную базу и уже оттуда развозили автовозами. Сейчас по топливным базам пытается активно бить ВСУ и бензин приходится перемещать автовозами сразу с НПЗ. Их не хватает, что сказывается на работе независимых заправок.
К примеру, в Крыму, по словам Игоря Юшкова, практически все АЗС независимые: «Крупные вертикально интегрированные компании, у которых есть добыча-переработка-сбыт, так толком туда и не зашли». Именно по этой причине полуостров в ситуации с бензином пострадал.
К тому же в августе — начале сентября в этом курортном регионе еще сохраняется высокий сезон и суперповышенный спрос. Собеседник издания убежден, что ситуация постепенно улучшится: «За счет того, что потребление снизится — люди по большей части вернулись в города. Но фундаментальные проблемы никуда не делись».
Татарстан самодостаточен в переработке и логистике
Эксперты сходятся во мнении, что наша республика остаётся в этом плане «островком стабильности», так как она «самодостаточна в переработке и логистике». По словам Дмитрия Касаткина, высокая глубина переработки нефти, развитая сеть сбыта и предсказуемые биржевые поставки сглаживают пики спроса в регионе. А координация между производителями и дистрибуцией плюс короткие логистические плечи «снижают ценовые всплески и риск дефицита».
Сергей Кауфман также называет преимуществом Татарстана наличие собственных крупных нефтеперерабатывающих мощностей, которые за счёт своего расположения пока не пострадали от атак. В вашем регионе нет такой глобальной проблемы, как, например, в Крыму, соглашается Игорь Юшков. В республике доминируют ВИНКи. В частности, Татнефть. Поэтому ей и удалось избежать сильного роста цен на бензин на АЗС, подчеркнул он.
Но главная нефтяная компания республики, напомнил ведущий аналитик ФНЭБ, страдает точно так же, как и любые другие компании от сокращения выплат по демпфирующему механизму. Это общая федеральная проблема: нефтяники хотят добрать уменьшившуюся в связи с этим выручку.

Собеседник издания прогнозирует, что если удары по НПЗ продолжатся и, соответственно, увеличатся внеплановые ремонтные работы, «вопрос дефицита встанет на уровне всей страны». Но, уверен он, и эту проблему можно решить — например, импортировать белорусские нефтепродукты. Бензин прежде всего. Можно также снизить требования к продаваемому в России экологическому классу топлива: временно сделать евро-3. Это существенно увеличит объемы производства бензина, который можно продавать на внутреннем рынке, заключил Игорь Юшков.
Временно выбыло больше 13 процентов производимого бензина
Запрет на экспорт бензина сыграл свою роль, не допустив более резкого взлета цен, признал Кирилл Бахтин. Но и нормализовать цены, подчеркивает эксперт, он не смог, «поскольку временно выбыло, пожалуй, больше 13% производимого бензина».
Оптовые цены топлива стали действительно рекордными, но этому есть объяснение в виде нехватки работающих производственных мощностей, говорит Кирилл Бахтин. Он признал, что и сама ситуация «уникальная, и при продолжении атак беспилотников ее оперативно не решить».
Сергей Кауфман также придерживается мнения, что запрет на экспорт, безусловно, был необходимым шагом, но он может решить проблему только в ситуации, когда производство бензина полностью покрывает спрос внутри страны. Рекордный же уровень цен свидетельствует о том, что из-за внеплановых ремонтов НПЗ производство бензина даже с учётом запрета на экспорт не полностью покрывает внутренний спрос, делает вывод он. А статистика по запасам не публикуется, что добавляет нервозности участникам рынка. Аналитик ФГ «Финам» полагает, что в такой ситуации для смягчения кризиса необходимо увеличивать импорт, быстро восстанавливать выпавшие мощности и исключить возможность новых внеплановых ремонтов.
Запрет быстро добавляет объёмы на внутренний рынок, но это короткая мера и она не меняет фундамент, подчеркивает Дмитрий Касаткин. Экспорт бензина невелик относительно выпуска, поэтому эффект ограничен, заключил он. Эксперт полагает, что ФАС важна для дисциплины в опте и пресечения злоупотреблений. Антимонопольная служба проверяет обоснованность роста цен и это скорее некий сдерживающий фактор для роста цен в рознице, оценивает роль ФАС Игорь Юшков.

По мнению управляющего партнера Kasatkin Consulting, кризис показывает, что нашей стране необходимо ускорить модернизацию НПЗ с фокусом на увеличении выхода светлых нефтепродуктов, чтобы была более значительная подушка безопасности по профициту бензина. При этом полностью защититься от форс-мажорных ситуаций, конечно, невозможно, признает он.
Тот факт, что запрет на экспорт бензина пока что не стал главной палочкой-выручалочкой, отметил и ведущий эксперт ФНЭБ. По его мнению, дефицит за счет прежде всего спроса в летний сезон гораздо больше, чем те объемы, которые компании после запрета на экспорт стали направлять на биржу. И это не смогло в пиковый момент ажиотажа на ней сбить цены.
Сравнимых по масштабу волн не было давно
Дмитрий Касаткин признает, что сравнимых по масштабу волн «не было давно», хотя меньшие летние всплески мы наблюдаем несколько лет подряд: «Комбинация сезонного спроса, ремонтов и логистики-хранения повторяется». По его мнению, нынешний кризис стал самым острым из-за наложения нескольких факторов одновременно.
Собеседник издания отметил, что высокие цены ударили по транспорту, агро и в целом малому бизнесу, выросли кассовые разрывы у независимых сетей, усилились очереди и «серые» практики с канистрами, что повышает риск качества. По его оценке, основная доля рынка у сетей ВИНК, но независимые сети АЗС держат значимую нишу в регионах со сложной логистикой и ценовой конкуренцией.
Сергей Кауфман подчеркнул, что быстрый и значительный рост цен оптовых и розничных цен наблюдается «далеко не впервые». Особенностью нынешнего кризиса он называет физическое сокращение производства, так как ранее по понятным причинам такого количества внеплановых ремонтов на НПЗ «никогда не наблюдалось».
По оценке аналитика ФГ «Финам», на данный момент в России порядка 2/3 АЗС являются независимыми: «В целом тренд последних демонстрирует рост количества независимых заправок за счёт их достаточно высокой прибыльности в некризисные периоды».

Игорь Юшков напомнил, что в 2023 году была «точно такая же история». Тогда государство решило с 1 сентября на 50% сократить выплаты по демпферу нефтяным компаниям, потому что в начале года был отмечен существенный дефицит бюджета.
Но в итоге власти переиграли, так как случился топливный кризис. Кроме того, после введенных в 2022 году санкций на нефть на него действовала очень большая скидка.
Без системных решений кризис будет повторяться каждое лето
Управляющий партнер Kasatkin Consulting прогнозирует, что если не внедрять системные меры, то ситуация не изменится. При этом доля независимых игроков будет сокращаться через консолидацию и банкротство некоторых участников рынка. Но при развитии аукционов базовых объёмов и финансирования под хедж рынок сбыта останется более сбалансированным и конкурентным.
Собеседник издания убежден в том, что «эпизоды напряжения будут повторяться каждое лето: сначала локально, затем по цепочке из-за логистики и поведения рынка».
— С оперативными мерами и сходом туристического пика напряжение обычно снимается за несколько недель, но устойчивый эффект возможен только через изменение правил игры, — предупреждает он.
Дмитрий Касаткин предлагает зафиксировать минимальные обязательные биржевые продажи со «скользящими» порогами под сезон и регионы, убрать арбитраж между биржей и внебиржей за счёт контроля аффилированности, отладить графики ремонтов и резерв мощностей, создать страховой запас по бензину на федеральном уровне, расширить поставочные фьючерсы и свопы для хеджирования.
Кроме того, он считает необходимым обеспечить независимым АЗС гарантированные базовые объёмы через централизованные аукционы, льготную «оборотку» под хедж-ковенанты и советует тиражировать франчайзинговые модели с ВИНК при жёстком контроле качества. А также актуализировать демпфер для бензина, чтобы сгладить маржу в пиковые моменты и снизить стимулы к «запиранию» товара.
Вопросы не к продавцам, а к тем, кто обязан регулировать рынок
Директор ООО «Реверс», председатель комитета по логистике и грузовым автоперевозкам Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Сергей Сотников напомнил, как в нашей стране устроен топливный рынок.

У вертикально интегрированных компаний добыча, переработка и сбыт продукции находятся в единой структуре и «они в состоянии контролировать ценообразование». А так называемые независимые АЗС покупают бензин на бирже, где на его стоимость влияет «как наличие свободных объемов топлива, так и спекулятивное воздействие». Если на бирже цена выросла, то, соответственно, на независимых заправках она тоже поднимется.
По мнению собеседника издания, запрет на экспорт топлива — это попытка обеспечить биржу свободными объемами топлива. Демпферный механизм на нефтепродукты — еще один способ регулирования цен на топливо в зависимости от цен на мировом рынке.
— Раньше с натяжкой можно было понять, для чего он существует. Но в условиях санкций это вызывает вопросы. В любом случае мы видим постоянный рост цен на топливо. Значит, прежние механизмы не дают нужного результата, — резюмирует он.
В этой связи глава комитета по логистике и грузовым автоперевозкам татарстанской ТПП отмечает, что «больше вопросов возникает не продавцам топлива, а к тем, кто обязан заниматься регулированием рынка».
— У наших чиновников до сих пор в голове сидит стереотип, что «рынок порешает». Вот мы и наблюдаем скачки цен на топливо. В Китае, про который у нас последние годы только и говорят, государство строго следит за рынком. Моя позиция однозначна: государство обязано контролировать и регулировать основные отрасли экономики. И топливно-энергетический комплекс в первую очередь, — изложил он свою точку зрения.

К слову, это мнение разделяет и заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев. Он, как и остальные, не сомневается, что цена топлива на бирже начнет активно снижаться с завершением сезона. Но, напоминает эксперт, фундаментальные проблемы кризиса пока не решены. Речь о том, что в нашей стране нет стратегии развития топливного рынка, генеральной схемы размещения АЗС, понимания того, где и какие виды топлива используются, и прочих базовых документов.
Дмитрий Гусев убежден, что пора перейти к прямому государственному регулированию цен на топливо. По меньшей мере до завершения спецоперации в Украине приостановить все биржевые торги товарами внутри страны, ввести потолки оптовых, мелкооптовых и розничных цен.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












