Чтобы оживить авторынок, одним снижением «ключа» не обойтись
На фоне сильного падения рынка новых автомобилей продажи машин с пробегом чувствуют себя значительно лучше. Если они и снизились, то незначительно. Эксперты отмечают: рынок подержанной техники более устойчив.

Татарстан отличился продажами BMW
На рынке автомобилей с пробегом в России удерживает первенство LADA. В первом полугодии наши соотечественники приобрели 715 810 машин этой марки — на 4,7% больше, чем в январе-июне 2024 года. На второй строчке расположилась японская Toyota. Ее отрыв от лидера, по понятным причинам, ощутим: более чем в 2,5 раза.
Результаты корейских брендов Kia и Hyundai (3-я и 4-я позиции) оказались близки друг к другу: 150 586 и 145 919 реализованных машин за первые полгода. Продажи японского Nissan преодолели отметку в 100 тысяч штук, отставание бренда Volkswagen от «японца» составило 10 тысяч автомобилей. Chevrolet уже немногим не дотянул до «сотки». Впрочем, у находящихся на последних позициях топ-10 четырех брендов (помимо ранее названного это Honda, Renault и Ford) схожий результат.
Продажи всех марок, за исключением LADA, за первые 6 месяцев этого года оказались хуже, чем в первой половине прошлого года. Максимальное снижение (-8,6%) — у Nissan. А, к примеру, Honda потеряла всего 1%.
В ПФО и Татарстане первые три места у LADA, Kia и Hyundai. Кроме того, в нашей республике в первой десятке (8-е место) значится BMW. А вот к бренду Ford в регионе отношение, судя по всему, прохладное. Он даже не вошел в топ-10.

Всего в первом полугодии россияне стали обладателями 2,7 миллиона легковых автомобилей с пробегом. Это всего лишь на 0,5% меньше, чем за 6 месяцев прошлого года. В нашей республике продажи сократились немногим больше: на 0,7% (77,8 тысячи против 78,4 тысячи).
Эксперты констатируют, что основу продаж в этом сегменте составляют все те же марки.
— Те, кто не может купить новый автомобиль или не хочет приобретать новый китайский, могут выбрать для себя относительно свежий подержанный японский, европейский или корейский, — отмечает директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.
Многие автовладельцы — приверженцы одного и того же бренда, потому что они уже знают его достоинства, соглашается руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. Как правило, они меняют машину лишь на более свежую: другой комплектации либо после рестайлинга.

Причина выбора транспортного средства известной марки проста: это его дальнейшая ликвидность, надежность, стоимость обслуживания, говорит директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов.
Автомобили сейчас выбирают не по марке, а по доступности
— Впрочем, по маркам автомобили сейчас никто особо не выбирает — выбирают по доступности, — утверждает Дмитрий Золотов.
И дело не в том, что те или иные бренды ушли с российского рынка. У населения нет покупательской способности. Многие предпочитают ту же самую LADA из-за того, что на нее есть субсидии, говорит он. Для того, чтобы купить машину, помимо денег, нужны еще хорошие условия, подчеркивает собеседник издания. А с этим как раз есть проблемы. Большинство транспортных средств приобретается в кредит. Люди не готовы платить большие проценты банку за машину.
— Проще купить квартиру на тех же условиях. Ипотека сейчас выгоднее, чем автомобиль, — добавил эксперт.

По словам Дмитрия Золотова, как следствие, общее количество легковушек в стране не увеличивается, растет только число сделок купли-продажи.
— Бэушный автомобиль можно перепродать несколько раз, но это в любом случае один автомобиль. Он просто переходит от одного собственника к другому. Налогов больше не становится. С экономической точки зрения государству это невыгодно, — констатирует глава ФАР в Казани.
— Все хотят купить новую автомашину, — не сомневается и президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. — Единственное: на нее не хватает средств. Причина, напоминает он, всем известна — это высокая ключевая ставка ЦБ, которая в свою очередь формирует высокую стоимость кредитования.
Руководитель профильной Ассоциации напомнил, что ни один бизнес, даже самый богатый, не обходится без заемных средств и точно так же в авторитейле «никто не покупает автомобили за кэш». Но банковская ставка по кредитам неподъемна для многих компаний, сокрушается он. Как следствие, по информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ) выдача автокредитов в стране снизилась наполовину: на 53%.
По данным РОАД, в среднем около 8 миллионов человек в России ежегодно выбирают автомобиль. Но в этом году лишь 14% потенциальных покупателей отправились за новой машиной. Остальные 86% вынуждены обратить свое внимание на автомобили с пробегом.

По мнению директора НАПИ, автомобили растут в цене опережающими темпами, превосходя рост доходов. Вслед за ценами на новые машины они подтягиваются и на подержанные. Она убеждена, что для оживления авторынка нужно не только снижать ключевую ставку. По данным Национального бюро кредитных историй, уровень одобрения автокредитов ныне крайне низкий. В июне отказы по ним составляли 82%, в мае этот показатель был еще выше: почти 85%.
— Это вторая непрямая мера регулирования рынка: играет роль не только размер процентной ставки, кредитного платежа, но и ужесточение требований. Речь о всех этих поправках и рекомендациях: к предельной долговой нагрузке и прочее, — обращает внимание собеседница издания.
Татьяна Арабаджи полагает, что до тех пор, пока уровень одобрения автокредитов будет оставаться на уровне 20% даже снижение ключевой ставки до 18 % не сильно повлияет на авторетейл.
— Необходимо, чтобы оба эти фактора двигались в одном русле, — заключила она.
Половина купленных в Татарстане автомобилей разъезжается по всей стране
Нельзя наверняка говорить о том, что все зарегистрированные в Татарстане автомобили останутся на его территории, обращает внимание Дмитрий Золотов.

По его словам, многие приезжают в нашу республику из других регионов — например, с Урала или из той же Уфы — именно для того, чтобы приобрести «железного коня», потому что это ближе, чем ехать в Москву. В том числе у нас закупают авто и для продажи в российской столице. Специально работают подборщики, перекупы. Приобретают машины «пачками» и увозят. Республика всего лишь площадка для их реализации. В нашем регионе большое количество дилеров. Кроме того, Татарстан удобен тем, что находится в середине России. Но регистрация всех этих автомобилей попадает в татарстанскую статистику.
Дмитрий Золотов предполагает, что и BMW были привезены и распроданы таким же образом, а не сугубо для «внутреннего потребления». Иными словами, статистика создает погрешность в объективной картине продаж. По оценке собеседника издания, не менее половины купленных у нас машин потом разъезжается по всей стране.
Каким образом фиксируется продажа легковых автомобилей с пробегом? На основании машин, поставленных на учет, напоминает менеджер по корпоративным продажам дистрибьютора автомобильного бренда MG Максим Овчеренко.

Есть разные схемы ввоза, рассказывает он. К примеру, с BMW, Mercedes и остальными премиум-брендами это происходит так: автомобиль ввозится на физлицо без уплаты утильсбора, а затем продается. Некоторые машины ставят на учет и лишь затем продают.
Собеседник издания полагает, что данные по востребованности марок по России и Татарстану «абсолютно между собой равны». Если где-то в региональной статистике подросли продажи, скажем, Volkswagen, это «могла быть какая-то крупная сделка или же перерегистрация. Например, при изъятии парка машин».
Рынок подержанной техники более устойчив
На недавней пресс-конференции, посвященной итогам первого полугодия в авторетейле, глава РОАД Алексей Подщеколдин отметил, что вторичный рынок автомобилей ведет себя несколько лучше, чем первичный, недосчитавшийся 27% продаж. Реализация подержанных машин сокращается, но не в таком размере, как новых, — 6%. В то же время в деньгах и их продажи просели на 20%.
— Это очень значительно, — подчеркнул он.

По мнению Татьяны Арабаджи, рынок подержанной техники более устойчив. И он продолжает таким оставаться, соглашается Максим Овчеренко. По его словам, бэушная техника составляет 30% продаж. Сейчас реализуется порядка 10—15% лизинговых автомобилей. Лизинговыми компаниями изъято около 30 тысяч единиц техники легкового сегмента. Для того, чтобы быстрее ее продать, им приходится снижать цены.
— Рынок на это реагирует и активно. Он тоже начинает потихоньку опускать цены на автомобили. Если это делают одновременно лизинговые компании и дилеры, происходит падение продаж в целом, — охарактеризовал он ситуацию.
Половина десятки «свежих» подержанных легковушек — китайская
— Рынок подержанной техники отчасти переформатируется. На него выходит больше «китайцев», — отметила нашему изданию руководитель Национального агентства промышленной инофрмации.
Автомобилей из Поднебесной в России в целом становится больше. Соответственно, более значительное их количество продается и с пробегом.

НАПИ сравнило продажи подержанных легковых автомобилей возрастом до трех лет. В первом полугодии 2023 года в десятку лидеров не вошел ни один китайский бренд. В январе-июне 2024 года в топ-10 «свежих» подержанных легковушек присутствовали уже три марки из Поднебесной — Chery, Geely и HAVAL. А в первом полугодии этого года половина брендов из первой десятки оказались китайскими.
Собеседница издания напомнила, что в последние годы поставки в нашу страну новых и подержанных автомобилей возрастом до трех лет европейских, японских и корейских брендов существенно сократились. Китайские же автопроизводители, напротив, расширили свое присутствие на российском рынке, что и привело к подобной структуре рынка.

Это обстоятельство также отметил и Алексей Подщеколдин. По его словам, 32% продаж на рынке автомобилей с пробегом составляют отечественные машины. Но потихоньку растет и доля китайских: в прошлом году это был 1%, в этом году уже 4%.
К примеру, в 2024-ом Chery в первой тридцатке топ-брендов была на 25-м месте. А сегодня она, будучи лидером продаж на рынке автомобилей с пробегом, «переехала» на 22-е место. Глава РОАД предположил, что в следующем году эта марка уже вполне может оказаться во второй десятке.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Инесса Куляжева, обвиняемая в вымогательстве пяти миллиардов рублей у своего бывшего мужа, заявила в суде, что, если бы следствие к ней прислушалось, покушения на Ирину Шевыреву можно было бы избежать.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
На «Диалогах» главный архитектор Казани призывает позаботиться о создании альтернативных форм жилья, чтобы помочь молодым специалистам. Один из главных критериев при выборе квартир для них - небольшая удалённость от места работы.
Замруководителя исполкома Казани пытается убедить суд в том, что подписал брачный договор с бывшей супругой под давлением, а предоставленные женщиной сведения о его миллиардных активах считает оговором.
Прокуратура и СКР выявили рекордное число коррупционных преступлений в 2025 году. Республика по этому показателю заняла первое место в Поволжье. Впрочем, правоохранители призывают не драматизировать ситуацию.












