Аналитика
24 July 07:01
Автор материала:Любовь Шебалова

Чтобы оживить авторынок, одним снижением «ключа» не обойтись

На фоне сильного падения рынка новых автомобилей продажи машин с пробегом чувствуют себя значительно лучше. Если они и снизились, то незначительно. Эксперты отмечают: рынок подержанной техники более устойчив.

Чтобы оживить авторынок, одним снижением «ключа» не обойтись

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань»

Татарстан отличился продажами BMW  

На рынке автомобилей с пробегом в России удерживает первенство LADA. В первом полугодии наши соотечественники приобрели 715 810 машин этой марки — на 4,7% больше, чем в январе-июне 2024 года. На второй строчке расположилась японская Toyota. Ее отрыв от лидера, по понятным причинам, ощутим: более чем в 2,5 раза.

Результаты корейских брендов Kia и Hyundai (3-я и 4-я позиции) оказались близки друг к другу: 150 586 и 145 919 реализованных машин за первые полгода. Продажи японского Nissan преодолели отметку в 100 тысяч штук, отставание бренда Volkswagen от «японца» составило 10 тысяч автомобилей. Chevrolet уже немногим не дотянул до «сотки». Впрочем, у находящихся на последних позициях топ-10 четырех брендов (помимо ранее названного это Honda, Renault и Ford) схожий результат.

Продажи всех марок, за исключением LADA, за первые 6 месяцев этого года оказались хуже, чем в первой половине прошлого года. Максимальное снижение (-8,6%) — у Nissan. А, к примеру, Honda потеряла всего 1%.   

В ПФО и Татарстане первые три места у LADA, Kia и Hyundai. Кроме того, в нашей республике в первой десятке (8-е место) значится BMW. А вот к бренду Ford в регионе отношение, судя по всему, прохладное. Он даже не вошел в топ-10.    

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Всего в первом полугодии россияне стали обладателями 2,7 миллиона легковых автомобилей с пробегом. Это всего лишь на 0,5% меньше, чем за 6 месяцев прошлого года. В нашей республике продажи сократились немногим больше: на 0,7% (77,8 тысячи против 78,4 тысячи).

Эксперты констатируют, что основу продаж в этом сегменте составляют все те же марки.

Те, кто не может купить новый автомобиль или не хочет приобретать новый китайский, могут выбрать для себя относительно свежий подержанный японский, европейский или корейский, отмечает директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.

Многие автовладельцы — приверженцы одного и того же бренда, потому что они уже знают его достоинства, соглашается руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. Как правило, они меняют машину лишь на более свежую: другой комплектации либо после рестайлинга.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Причина выбора транспортного средства известной марки проста: это его дальнейшая ликвидность, надежность, стоимость обслуживания, говорит директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов.

Автомобили сейчас выбирают не по марке, а по доступности

— Впрочем, по маркам автомобили сейчас никто особо не выбирает — выбирают по доступности, — утверждает Дмитрий Золотов.

И дело не в том, что те или иные бренды ушли с российского рынка. У населения нет покупательской способности. Многие предпочитают ту же самую LADA из-за того, что на нее есть субсидии, говорит он. Для того, чтобы купить машину, помимо денег, нужны еще хорошие условия, подчеркивает собеседник издания. А с этим как раз есть проблемы. Большинство транспортных средств приобретается в кредит. Люди не готовы платить большие проценты банку за машину.

Проще купить квартиру на тех же условиях. Ипотека сейчас выгоднее, чем автомобиль, добавил эксперт.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

По словам Дмитрия Золотова, как следствие, общее количество легковушек в стране не увеличивается, растет только число сделок купли-продажи.  

Бэушный автомобиль можно перепродать несколько раз, но это в любом случае один автомобиль. Он просто переходит от одного собственника к другому. Налогов больше не становится. С экономической точки зрения государству это невыгодно, — констатирует глава ФАР в Казани.

— Все хотят купить новую автомашину, — не сомневается и президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. — Единственное: на нее не хватает средств. Причина, напоминает он, всем известна — это высокая ключевая ставка ЦБ, которая в свою очередь формирует высокую стоимость кредитования.

Руководитель профильной Ассоциации напомнил, что ни один бизнес, даже самый богатый, не обходится без заемных средств и точно так же в авторитейле «никто не покупает автомобили за кэш». Но банковская ставка по кредитам неподъемна для многих компаний, сокрушается он. Как следствие, по информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ) выдача автокредитов в стране снизилась наполовину: на 53%.

По данным РОАД, в среднем около 8 миллионов человек в России ежегодно выбирают автомобиль. Но в этом году лишь 14% потенциальных покупателей отправились за новой машиной. Остальные 86% вынуждены обратить свое внимание на автомобили с пробегом.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По мнению директора НАПИ, автомобили растут в цене опережающими темпами, превосходя рост доходов. Вслед за ценами на новые машины они подтягиваются и на подержанные. Она убеждена, что для оживления авторынка нужно не только снижать ключевую ставку. По данным Национального бюро кредитных историй, уровень одобрения автокредитов ныне крайне низкий. В июне отказы по ним составляли 82%, в мае этот показатель был еще выше: почти 85%.

— Это вторая непрямая мера регулирования рынка: играет роль не только размер процентной ставки, кредитного платежа, но и ужесточение требований. Речь о всех этих поправках и рекомендациях: к предельной долговой нагрузке и прочее, — обращает внимание собеседница издания.

Татьяна Арабаджи полагает, что до тех пор, пока уровень одобрения автокредитов будет оставаться на уровне 20% даже снижение ключевой ставки до 18 % не сильно повлияет на авторетейл.

— Необходимо, чтобы оба эти фактора двигались в одном русле, — заключила она.

Половина купленных в Татарстане автомобилей разъезжается по всей стране

Нельзя наверняка говорить о том, что все зарегистрированные в Татарстане автомобили останутся на его территории, обращает внимание Дмитрий Золотов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По его словам, многие приезжают в нашу республику из других регионов — например, с Урала или из той же Уфы именно для того, чтобы приобрести «железного коня», потому что это ближе, чем ехать в Москву. В том числе у нас закупают авто и для продажи в российской столице. Специально работают подборщики, перекупы. Приобретают машины «пачками» и увозят. Республика всего лишь площадка для их реализации. В нашем регионе большое количество дилеров. Кроме того, Татарстан удобен тем, что находится в середине России. Но регистрация всех этих автомобилей попадает в татарстанскую статистику.

Дмитрий Золотов предполагает, что и BMW были привезены и распроданы таким же образом, а не сугубо для «внутреннего потребления». Иными словами, статистика создает погрешность в объективной картине продаж. По оценке собеседника издания, не менее половины купленных у нас машин потом разъезжается по всей стране.

Каким образом фиксируется продажа легковых автомобилей с пробегом? На основании машин, поставленных на учет, напоминает менеджер по корпоративным продажам дистрибьютора автомобильного бренда MG Максим Овчеренко.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Есть разные схемы ввоза, рассказывает он. К примеру, с BMW, Mercedes и остальными премиум-брендами это происходит так: автомобиль ввозится на физлицо без уплаты утильсбора, а затем продается. Некоторые машины ставят на учет и лишь затем продают.  

Собеседник издания полагает, что данные по востребованности марок по России и Татарстану «абсолютно между собой равны». Если где-то в региональной статистике подросли продажи, скажем, Volkswagen, это «могла быть какая-то крупная сделка или же перерегистрация. Например, при изъятии парка машин».     

Рынок подержанной техники более устойчив

На недавней пресс-конференции, посвященной итогам первого полугодия в авторетейле, глава РОАД Алексей Подщеколдин отметил, что вторичный рынок автомобилей ведет себя несколько лучше, чем первичный, недосчитавшийся 27% продаж. Реализация подержанных машин сокращается, но не в таком размере, как новых, 6%. В то же время в деньгах и их продажи просели на 20%.

Это очень значительно, — подчеркнул он.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

По мнению Татьяны Арабаджи, рынок подержанной техники более устойчив. И он продолжает таким оставаться, соглашается Максим Овчеренко. По его словам, бэушная техника составляет 30% продаж. Сейчас реализуется порядка 10—15% лизинговых автомобилей. Лизинговыми компаниями изъято около 30 тысяч единиц техники легкового сегмента. Для того, чтобы быстрее ее продать, им приходится снижать цены.

— Рынок на это реагирует и активно. Он тоже начинает потихоньку опускать цены на автомобили. Если это делают одновременно лизинговые компании и дилеры, происходит падение продаж в целом, — охарактеризовал он ситуацию.

Половина десятки «свежих» подержанных легковушек — китайская

— Рынок подержанной техники отчасти переформатируется. На него выходит больше «китайцев», — отметила нашему изданию руководитель Национального агентства промышленной инофрмации.

Автомобилей из Поднебесной в России в целом становится больше. Соответственно, более значительное их количество продается и с пробегом.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

НАПИ сравнило продажи подержанных легковых автомобилей возрастом до трех лет. В первом полугодии 2023 года в десятку лидеров не вошел ни один китайский бренд. В январе-июне 2024 года в топ-10 «свежих» подержанных легковушек присутствовали уже три марки из Поднебесной — Chery, Geely и HAVAL. А в первом полугодии этого года половина брендов из первой десятки оказались китайскими.

Собеседница издания напомнила, что в последние годы поставки в нашу страну новых и подержанных автомобилей возрастом до трех лет европейских, японских и корейских брендов существенно сократились. Китайские же автопроизводители, напротив, расширили свое присутствие на российском рынке, что и привело к подобной структуре рынка.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Это обстоятельство также отметил и Алексей Подщеколдин. По его словам, 32% продаж на рынке автомобилей с пробегом составляют отечественные машины. Но потихоньку растет и доля китайских: в прошлом году это был 1%, в этом году уже 4%.

К примеру, в 2024-ом Chery в первой тридцатке топ-брендов была на 25-м месте. А сегодня она, будучи лидером продаж на рынке автомобилей с пробегом, «переехала» на 22-е место. Глава РОАД предположил, что в следующем году эта марка уже вполне может оказаться во второй десятке.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей