Аналитика
17 июля 14:07
Автор материала:Любовь Шебалова

«Честный знак» выдавит с рынка в первую очередь тех, кому он не по карману

Татарстан пролоббировал перенос на более поздний срок маркировки продукции легпрома. Минпромторг России с ним согласился. Но малый бизнес утверждает, что для него и это не решение проблемы.

«Честный знак» выдавит с рынка в первую очередь тех, кому он не по карману

Автор фото: Лера Толстошеева / Вечерняя Казань

Вывела из тени производителей икры, воды, масла

В нашей стране с 2019 года поэтапно внедряется система маркировки «Честный знак».

 — За это время она уже доказала свою эффективность в качестве инструмента по противодействию незаконному обороту продукции, — сообщили «Вечерней Казани» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) — операторе системы.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань» 

ЦРПТ ссылается на данные национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Согласно им в стране рекордно снизился нелегальный оборот товаров, который называют одной из ключевых угроз экономике России. За пять лет его доля уменьшилась почти в три раза: с 25,9% в 2018 году до 8,9% в 2023-ем. Авторы исследования относят это к заслугам «Честного знака», отмечая, что наиболее сильное избавление от контрафакта показали именно маркируемые товары: парфюмерия, вода, табачная продукция, а также одежда и текстиль.

Кроме того, центр развития перспективных технологий отметил, что с помощью системы маркировки Роспотребнадзору удалось заблокировать оборот 6 млн упаковок запрещенных биологически активных добавок к пище с литием, симетиконом и мелатонином. Явные успехи и в молочной отрасли. Здесь благодаря интеграции «Честного знака» с системой Россельхознадзора «Меркурий» фальсификат свелся к минимуму, сократившись с 30% до минимальных 0,01%. 

Для государства это обернулось увеличением налогов. Экономический эффект превысил триллион рублей. Самый большой доход принесла маркировка табачной продукции — 601,5 млрд рублей. У продукции легкой промышленности и молочной отрасли результаты оказались почти равными: 148 млрд и 147,8 млрд соответственно. Обувь немногим не дотянула до ста миллиардов, остановившись на отметке в 98,6. Маркировка парфюмерии пополнила казну еще на 34,1 млрд рублей, а вода — на 15,4 млрд рублей.

Автор фото: змк 

Оператор подчеркнул, что система маркировки сокращает теневой сегмент рынка и выводит компании из «серой» зоны. В числе таковых он назвал 93 производителя икры, 552 — воды и 173 — растительных масел. В Татарстане в легальное поле вышли 15 изготовителей икры, 4 предприятия, выпускающее растительные масла, и 11 производителей воды.

— Ранее эти компании не были известны государству, не платили налоги и работали «всерую», — подчеркивают там.

Благодаря вытеснению с рынка нелегальной продукции добросовестные игроки увеличивают свою рыночную долю. И, как следствие, они больше зарабатывают. Оператор системы утверждает, что в легкой промышленности прибыль производителей в реальном выражении выросла на 90%. Дополнительный доход бизнеса по всем товарным группам НИУ ВШЭ оценил в 687 млрд рублей.

Система маркировки контролирует не только легальность товара, но также и сроки годности. Если товар просрочен или нелегален, его продажа будет автоматически заблокирована. К примеру, сообщается, что продажи просроченной молочной продукции уже сократились более чем в 40 раз.  

Затронул интересы значительного количества предпринимателей

«Честный знак» затронул интересы значительного количества индивидуальных предпринимателей, отметили «Вечерней Казани» в аппарате бизнес-омбудсмена Татарстана Фарида Абдулганиева. От них поступали жалобы на то, что в этой системе маркировки сложно разобраться и в ней нередко происходят сбои.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

— Кроме того, обращения были связаны с тем, что ИП не успевают промаркировать свои складские остатки. За многие годы накопились тысячи наименований товаров и каждый из них надо «вбивать». Причем, на многие нет документов, — конкретизировали там.

Особенно ситуация обострилась после 1 апреля 2024 года, когда начался переход на маркировку товаров легкой промышленности. Как следствие, вопросы и просьбы к бизнес-омбудсмену на эту тему составили порядка 5% от общего числа.

За последние месяцы аппарат уполномоченного при Раисе РТ по защите прав предпринимателей провел для представителей делового сообщества ряд круглых столов и вебинаров с участием экспертов системы «Честный знак» и сотрудников Роспотребнадзора. А 16 июня Раис Татарстана Рустам Минниханов направил письмо председателю российского правительства Михаилу Мишустину. Обосновывая свое обращение мнением предпринимателей, он просил рассмотреть возможность продления сроков маркировки товаров легкой промышленности. Минпромторг страны татарстанскую инициативу поддержал.

Проект постановления Правительства РФ предлагает продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года, а срок маркировки нереализованных остатков пролонгировать до 1 марта 2026 года. По действующим правилам первое необходимо сделать до 31 июля, а второе – до 31 октября.

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань» 

Председатель движения «Бизнес в опасности» Юлия Смайылова подтвердила нашему изданию, что предприниматели с 2019 года жалуются на то, что с «Честным знаком» очень тяжело работать.

 Программа сырая, постоянно дорабатывается. У предпринимателей на нее большие затраты. Мы все это выносили на уровень нашего правительства, — рассказала она. 

Собеседница издания подчеркнула, что возглавляемое ею движение объединяет розничную торговлю и мелких оптовиков. Это предприниматели, которые работают в торговых центрах, на рынках и маленьких  магазинчиках, коих в нашей республике огромное количество. И это все микропредприятия.

Юлия Смайылова  напомнила, что уже прошли первая и вторая волна маркировки «Честным знаком», по-видимому, связывая это с разными группами товаров. Но основное активное движение предпринимателей, по ее мнению, пришлось на третью волну. Это товары легкой промышленности, так называемая мелочевка: трусы, носки, колготки, детские товары.

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань»

Она характеризуется большим количеством наименований и позиций, и «все это нужно вручную занести в систему маркировки, создать карточки». По факту этот процесс представляет собой «большой ручной труд». В том числе у предпринимателей на складах скопилось большое количество остатков этой продукции.

— Как следствие, у предпринимателей по всей России возникла паника. Проблема во всех регионах практически одна и та же: сроки по маркировке остатков были выставлены слишком маленькие, — обрисовала она ситуацию.

Собеседница издания напомнила, что предприниматели ранее покупали товар, который еще не был промаркирован в системе «Честный знак». Его остатки они должны были провести через эту процедуру сами.  А далее закупать чулки-носки-трусы уже снабженные «честными» марками. Но для этого нужно еще найти поставщиков, которые продадут их «по приемлемой цене».

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань»

По словам Юлии Смайыловой, к фабрикам ИП не подступиться: слишком мал оборот. Обычно они закупали мелкие партии на оптовых рынках Москвы. А там хотя марки «Честного знака» на товар и наклеены, через электронный документооборот, а это необходимый этап полноценной маркировки, оптовики его не передают. Заставить их это делать покупатели, само собой, не могут. Те же торговцы оптом, у кого с этим все в порядке, завышают стоимость товара на 20-40 %.

— Мы не против «Честного знака»: пусть все платят налоги, работают «вбелую». Но не в таком виде, в каком это предоставили для розницы. Микропредприятиям очень тяжело. По этой причине они даже закрываются, — прояснила она позицию мелкого бизнеса. 

Юлия Смайылова напомнила, что они ждут официального постановления по продлению сроков реализации и маркировки продукции легпрома: подпись Михаила Мишустина под ним еще не поставлена. Тем не менее она выразила от лица бизнес-сообщества огромную благодарность властям Татарстана.

По оценке председателя движения «Бизнес в опасности», аппарат бизнес-омбудсмена провел с предпринимателями огромную работу и «можно сказать, снял социальное напряжение». Было проведено около 10 встреч, включая круглые столы. На них приглашались в том числе представители «Честного знака» и Роспотребнадзора. Финалом стало обращение Рустама Минниханова к  Мишустину.  

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

— Маркировку не отменят. Единственный выход приспосабливаться к ней. Наши власти стараются сделать максимум возможного, чтобы мы в этой системе адаптировались, — подвела итог она.

Вывести «мурашек» за пределы маркировки «Честный знак»

 

Буквально на днях в торгово-промышленной палате Татарстана прошла очередная встреча с предпринимателями, на которой обсуждались вопросы, связанные с обязательной маркировкой товаров легкой промышленности. Казалось бы, одержана крупная победа: сроки продажи и маркировки товаров легпрома вот-вот  будут пролонгированы. Но, как выяснилось, этого недостаточно.

Представители инициативной группы предпринимателей, работающих в таких крупных торговых центрах как «Порт» и других, утверждали, что маркировка «Честный знак» просто-напросто уничтожает «мурашек», как они себя называют.

К примеру, предпринимательница Лилия Черникова, торгующая нижним бельем, упирала на то, что она и ее коллеги и так сейчас еле сводят концы с концами. Помимо «Честного знака» на повестке дня у микробизнеса рост стоимости арендной платы, которая за каких-то полгода поднялась на 20-25%, и эквайринга. Между тем, продажи падают, так как клиентов массово «уводят» маркетплейсы.

По словам предпринимательницы ее расходы за последний год выросли практически в 2,5 раза.

—  Это не бизнес, а выживание, — посетовала она. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Ее коллега, ИП Резеда Сайдашева, которая также продает белье и носки-чулки, привела конкретные цифры. В остатках у нее значится около 14 тысяч единиц товара. На их маркировку понадобится как минимум два года и полмиллиона рублей. Если же прибегнуть к помощи специализированных компаний, то расходы возрастут до 1,5 млн рублей.

Поэтому почти что пролоббированную регионом пролонгацию сроков маркировки и продажи товара легпрома они считают решением «ни о чем». Предпринимательницы как члены инициативной группы огромной армии своих коллег озвучили предложения, которые, на их взгляд, могут  им действительно помочь безболезненно адаптироваться к введению «Честного знака».

Это продление эксперимента по вводу маркировки для микробизнеса и ИП, разрешить им не проводить через «Честный знак» товары, закупленные до 2024 года, предоставить обещанный ранее список «белых» поставщиков, у кого можно приобретать уже промаркированный товар и расширить 50 % компенсацию от «Честного знака» на приобретение оборудования для маркировки не только на производителей товаров, но и на продавцов. Уже не говоря о и вовсе крамольном предложении: вывести «мурашек» за пределы системы маркировки «Честный знак».

Главный борец с контрафактом — «Меркурий»

 

А как адаптировались к «Честному знаку»  те, кому это надлежало сделать ранее? Например, те же молочники? Сейчас маркировке подлежит вся молочная продукция, вне зависимости от того, кто ее произвел: крупный завод или крестьянско-фермерское хозяйство, отметила «Вечерней Казани» глава КФХ Наиля Спарта, занимающаяся в том числе сыроварением. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

Все крупные производители, реализующие свою «молочку» в торговой сети, маркируют ее. В магазине на кассе пробивается QR-код, в который «зашита» вся информация о товаре:  составе, производителе, сроке годности и даже происхождении молока. Что касается мелких переработчиков, то «Честный знак», полагает фермер, используют не больше трети из них. 

Наиля Спарта считает, что маркировка — это удобный ресурс для потребителя: «отсканировал код и увидел в телефоне всю информацию». Но, обращает внимание она,  «Честный знак» лишь передает данные из другой системы — ресурса Россельхознадзора «Меркурий».  Поэтому участница молочного рынка республики убеждена, что главный боец с контрафактом именно «Меркурий».  

—  «Меркурий» сделал свое благое дело тем, что как раз-таки собрал информацию от производителей, — соглашается с ней председатель комитета по поддержке производителей и переработчиков сельхозпродукции субъектов малого и среднего предпринимательства торгово-промышленной палаты Татарстана, глава КФХ Елена Белоглазова.

Во-первых, он защитил производителей молока, отметила она. Раньше трейдеры очень часто обманывали производителей, говоря, например, что продукция, которые те им отгрузили, оказалась некачественной: «На некоторых даже «вешали» штрафы за все испорченное молоко, хотя вина производителя не всегда была очевидна.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Сам трейдер мог использовать неисправный холодильник». Сейчас, констатирует собеседница издания, такой проблемы не существует, потому что качество молока проверяется сразу при отгрузке. И принимают его уже по системе «Меркурий». Иначе говоря, если приняли, значит, подтвердили, что все в порядке.  

Это огромные затраты времени, дополнительные работники

 

По оценке Наили Спарты стоимость маркировки на фермерском уровне «незначительна». Нужно купить специальные весы и сканер. Все это обойдется в сумму около 100 тысяч рублей. Для небольших не промышленных производителей молочной продукции проблема маркировки заключается не в стоимости оборудования, а в сложности ее оформления, подчеркивает она.

На больших предприятиях есть автоматизированная линия, где брикеты сыра режутся на одинаковые по весу кусочки, на которые автомат клеит одинаковые QR-коды — например, сыр «Голландский», вес 300 грамм. Специалисту нужно только внести информацию в программу об этой партии сыра, которая берется из «Меркурия».

— Производство фермерских сыров автоматизировать невозможно, — обозначила «узкое место» фермер. — Такой сыр изготавливается вручную, и каждый его кусочек будет иметь разный вес.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

По словам собеседницы издания оформление начинается с внесения информации о каждой партии сыра в систему «Меркурий». Затем государственный ветеринарный врач, с которым заключен договор, «вбивает» данные анализов каждой партии сыра. И только лишь затем  начинается оформление идентичной информации в «Честном знаке»: нужно вручную взвесить каждый кусочек сыра, наклеить на него QR-код и далее не перепутать, куда он поедет: в электронном документообороте переместить код конкретному магазину.

Либо фермер вникает во все эти тонкости и оформляет все самостоятельно, либо ему «нужно нанять двух работников — ответственных, внимательных, которые будут работать попеременно».

— Если видов сыра много и много торговых точек, это огромные затраты времени, дополнительный персонал. Именно поэтому крайне невелика доля мелких производителей, работающих с «Честным знаком», — констатирует собеседница «Вечерней Казани».

Олеся Караганова (владеет семейным предприятием по добыче и переработке рыбы в Рыбно-Слободском районе, у которого клиентура по всей России) напомнила, что «Честный знак» внедряется поэтапно. Список товаров, которые подпадают под маркировку, ежегодно растет.

— Понятно, что затраты на его внедрение и использование производства перекладывают на конечного потребителя, — говорит она. 

Автор коллажа: Валерия Толстошеева / ИД«Вечерняя Казань»

По оценке собеседницы издания, для внедрения «Честного знака» производству нужно программное обеспечение, потому что «в самой этой маркировке без бутылки не разберешься, даже если у вас есть электронный документооборот. А это от 4 тысяч рублей в год минимум».

— Он нужен для подтверждения входящих документов, потому что все, что маркируется, должно продаваться с электронными документами плюс 1,5 тысячи рублей за маркировку (чтобы в систему сразу «садилась» накладная). Понадобятся компьютер и принтер. Учет должен вестись в какой-либо из известных бухгалтерских систем. Ко всему этому добавляется стабильный интернет. У нас оптоволокно, потому что другой не тянет. А это снова 4 тысячи рублей в месяц, — подсчитала примерные расходы она.

Директор Рыбно-Слободского рыбзавода добавила, что ко всему прочему «Честный знак» не стыкуется с «Меркурием». И  все, кто занимается производством птицы, рыбы «платят в два раза больше, а также тратят вдвое больше времени на сведение всех партий». Система рассчитана на полную автоматизацию учета и всех производственных операций. Но имеет место проблема с кодами: они очень часто «не бьются». «Чуть в холодильнике постояли, или упаковка потерлась друг о дружку, считай товар нельзя продавать». 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

— Задумка хорошая, но я как производственник скажу, что это нагрузка на легальный бизнес. Нелегалы же как торговали, так и торгуют, — подытожила Олеся Караганова.

На эти же моменты обращает внимание и Елена Белоглазова. Она напоминает, что все, что связано с «молочкой»,  это фреш-продукты. Глава КФХ рассказала, что для того, чтобы им в 6 часов утра отгрузить продукцию, они вынуждены с 12 часов ночи до 6 часов утра вбивать в систему все данные и «и это должно быть сделано по каждой упаковке молока».

Если вдруг система не сработает, раскрывает нюансы она, вы получаете неработающий QR-код.

— А это уже ваши прямые убытки. При том, что маржинальность продукта и так на минимуме. Напомню: молоко это социальный продукт, — обозначила проблемный момент Елена Белоглазова.

С рынка уйдут не те, кто нарушает, а те, кто «не тянет»

Глава КФХ Елена Белоглазова убеждена, что с введением маркировки «Честный знак» с рынка, «однозначно, уйдут не те, кто нарушает, а те, кто ее «не тянет». Как следствие, значительно сузится предложения для покупателей.

— Малый бизнес, особенно в производстве, по крайней мере, в нашем направлении сворачивает деятельность массово, —говорит она.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

Собеседница издания как и ее коллеги в качестве основной причины называет  дорогую автоматизацию самого процесса маркировки. Устанавливать автоматизированную линию имеет смысл только при больших объемах производства. И это требует перестройки всего бизнес-процесса вплоть до сбыта. Вручную «Честный знак» делать долго и тоже недешево.

— Уникальные рецепты уходят в небытие, так как их невозможно адаптировать к этим условиям. Останутся унифицированные. А это уже не малый бизнес, — сокрушается фермер. 

Производители мороженого жалуются на убытки.  Одна из предпринимательниц рассказывает: «Клеим марки своими руками по ночам. Из-за усталости от ночных сборов возникают сбои в сбыте продукции. Клиенты разрывают контракты. А сети хотят масштаба и твердого соблюдения сроков поставки. А потом берут по 5 штук мороженого. Куда девать остальное?». По ее словам, в результате они не в состоянии даже платить абонентскую плату ветеринарному врачу в 40 тысяч рублей. 

Автор фото: agro.tatarstan.ru 

—  «Честный знак» возложил на переработчиков молока двойную нагрузку, потому что они должны работать и с «Меркурием», и с «Честным знаком», — говорит она.

Но сочетать обе эти системы, а также бухгалтерский учет и программирование одному человеку, по оценке фермера, практически невозможно: «Координировать это весьма затратно. Более того, это неизбежно приводит к постоянным ошибкам. А за ними маячит уголовная ответственность. Многие не выдерживают. Малый бизнес с маркировкой и затратами, как у крупного бизнеса становится неконкурентоспособным».

Собеседница издания утверждает, что очень много производителей ушли с рынка из-за того, что эта система маркировки оказалась слишком  сложной. По словам Елены Белоглазовой она в своем КФХ также по этой причине отказалась от переработки продукции. По ее наблюдению на молочном рынке не появляются и новые производители, потому что они «понимают, что цена входа стала гораздо выше».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

Опять-таки, обращает внимание владелица фермерского хозяйства, до сих пор не существует систем, которые бы корректно взаимосвязывали и «Меркурий», и «Честный знак» и обеспечивали полную цифровизацию этого процесса. Елене Белоглазовой известно, что сейчас предпринимаются попытки свести все системы в одну, но это очень сложный процесс.

— То есть мы получили дополнительный затратный вариант маркировки, за которую еще и платим сами. Если государство хочет устранить контрафакт, нужно было продумать программы, которые бы помогали производителям, например, за счет государства настраивать эту систему, — рассуждает она.

Официально таких переработчиков нет, а их продукция на рынке есть

— У тех производителей, у которых никогда не было «Меркурия», то есть они работали без оформления ветеринарных документов, нет и «Честного знака». Поэтому главное в борьбе с нелегальной продукцией, на мой взгляд — это оформление ветеринарных документов всеми переработчиками и регулярное исследование готовой молочной продукции, — рассуждает сыровар Наиля Спарта.

Автор фото: kvagro.ru 

Тем более, что, напоминает она, «молочка» реализуется не только в супермаркетах, где есть жесткий контроль. Существует очень большая доля кустарных производств, которые работают вообще без каких-либо документов. Между тем их продукция реализуется населению.

Жесткий контроль за оформлением ветеринарных документов всеми производителями гораздо лучше решил бы вопрос борьбы с нелегальной продукцией, делает вывод она, имея в виду систему Россельхознадзора «Меркурий».

— Но так как теневые производители не регистрируются как переработчики, они не подпадают под плановый контроль проверяющих органов. Официально их нет, а продукция на рынке есть, — с сожалением сообщила она.

На несовершенство маркировки «Честный знак», которая «нацелена на то, чтобы устранить контрафкт», обращает внимание и Елена Белоглазова. По ее словам, несмотря на весь контроль, остаются места, где до сих «торгуют без маркировки и даже без упаковки».

— То есть мы получили некий более выгодный серый сегмент, — констатирует фермер. — На рынках до сих пор есть всякие «разливайки» молока и «накладайки» творога и якобы сметаны. Опять же мы видим огромное количество тех же «наливаек» парфюма. И кто может гарантировать, что те духи, которые нам предлагают в каждом торговом зале, это не контрафакт? 

Государство может компенсировать 50 процентов затрат

 

В Центре развития перспективных технологий нашему изданию уточнили, что на данный момент обязательной маркировке подлежит 31 товарная группа, еще 16 находятся в режиме эксперимента. Уже с 1 сентября «Честный знак» распространится на сладости, строительные материалы, спортивное питание, игрушки, растворимые напитки, а также бритвы и лезвия.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

— Стоимость кода фиксированная и составляет 50 копеек без учета НДС. Все затраты на маркировку однократные и разовые. При этом ни в одной из 31 товарной группы маркировка не отразилась на цене. По оценке НИФИ Минфина, увеличение конечной стоимости за счет внедрения маркировки составляет не более 1 процента за 6 лет, что значительно ниже уровня инфляции, — привел данные оператор системы.

Он также сообщил «Вечерней Казани», что развивает бесплатные сервисы и создает новые программы поддержки для комфортной интеграции бизнеса в систему. В большинстве товарных групп малые производители могут получить компенсацию 50% затрат на оборудование для маркировки. Для более крупных компаний доступна беспроцентная рассрочка на 3 года.

Также для участников отрасли легкой промышленности разработана дополнительная мера поддержки: для розницы он запустил программу компенсации 50% затрат на услугу по подготовке к маркировке. За этой поддержкой обратилось более 2316 участников.

Кроме того, «Честный знак» предлагает малому и среднему бизнесу готовые технические решения процесса маркировки. С помощью одних можно заказывать коды, печатать этикетки и управлять товарооборотом, другие выполняют функции сканера и дают возможность управлять товарами с телефона. Создан и бесплатный сервис электронного документооборота. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань» 

Министерство сельского хозяйства тоже не осталось в стороне. Благодаря его содействию бизнес может получить льготные краткосрочные кредиты на приобретение программного обеспечения и оборудования для маркировки (срок — до 1 года, ставка — от 1% до 5%), а также инвестиционные кредиты от 2 до 5 лет. Они также компенсируют до 70% затрат от фактической стоимости маркировочного оборудования (срок — 2023–2026 годы). В свою очередь крестьянско-фермерские хозяйства и ИП могут получить грант «Агростартап» (включая приобретение оборудования для маркировки) на срок до 1,5 лет (максимальная сумма — 8 млн рублей).

— Мы находимся в постоянном диалоге с производителями, импортерами и ассоциациями, представляющими отрасли.  В случае необходимости наши специалисты выезжают на производство, чтобы оказать поддержку непосредственно на месте, — отчитались в Центре развития перспективных технологий.

 

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей