Аналитика
14 июля 07:00
Автор материала:Алия Резванова

Бизнес Татарстана замер в ожидании выхода из рецессии

Экономика сталкивается с замедлением роста и снижением деловой активности. Предприниматели признаются, что вся прибыль уходит на оплату налогов и процентов по дорогим кредитам. Эксперты же прогнозируют стабилизацию после временного кризиса.

Бизнес Татарстана замер в ожидании выхода из рецессии

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Индекс деловой активности RSBI, измеряемый ПСБ, организацией «Опора России» и аналитическим центром НАФИ по итогам опроса 1,8 тысячи предпринимателей, снизился до 50,9 пункта. Из-за проблем с выручкой и финансированием предприниматели сокращают вложения в новые проекты. Компонента инвестиций спустилась до минимума 2022 года.

На фоне замедления роста экономики снизилась потребность компаний в кадрах. Часть предприятий прекратили наем новых сотрудников, а каждый пятый опрошенный предприниматель сокращал штат. Снижаются и обороты бизнеса. О сокращении выручки сообщили 47% респондентов, а 24% компаний прогнозируют, что их доходы сократятся.

На предприятия давит недоступность привлечения финансирования: 45% заявок на кредит получают отказы банков. 29% субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) не берут кредиты из-за высоких ставок. По мнению старшего вице-президента ПСБ Кирилла Тихонова, такая динамика указывает на постепенный переход сегмента малого и среднего бизнеса в состояние стагнации.

О том, что экономика России находится в состоянии перехода в рецессию, заявлял на ПМЭФ министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, на это указывают все индикаторы, например ощущения бизнеса. Представители правительства, крупнейших государственных банков и предприниматели согласились, что высокая ключевая ставка давит на предпринимателей и пора смягчать денежно-кредитную политику, чтобы, пытаясь охладить экономику, не заморозить ее совсем.

Крупные промышленные предприятия вывели экономику Татарстана вперед

Недавно мы рассказывали, что Татарстан вошел в число регионов, где жители чаще всего жаловались на лишение и урезание премий на работе. По мнению экспертов, это произошло из-за замедления роста экономики: работодатели вынуждены экономить, сокращая штат, фонд оплаты труда. 

Чтобы понять состояние бизнеса в Татарстане, мы обратились к отчету о социально-экономическом положении республики. По данным Татарстанстата, объемы промышленного производства в январе — мае 2025 года выросли на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Заметнее всего вырос индекс обрабатывающих производств: на 16% год к году. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличился на 7,6%.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

В части отраслей показатели снизились. Например, объем строительных работ, выполненных крупными и средними организациями, уменьшился почти на 23% по сравнению с показателем 2024 года. Также упали объемы в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, выпуска металлических изделий, кроме машин и оборудования, объемы производства одежды и текстильных изделий, добычи полезных ископаемых.

Экономические показатели республики превышают среднероссийские: согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в стране за январь — май 2025 года вырос только на 1,3%, обрабатывающего производства — на 4,2%, а добыча полезных ископаемых — на 2,7%.

По последним данным министерства экономики Татарстана, в республике действует 183,4 тысячи малых и средних предприятий. По сравнению с прошлым годом снизилось количество предпринимателей в отраслях оптовой и розничной торговли и сельском хозяйстве.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Всего в сфере МСП с учетом индивидуальных предпринимателей и самозанятых задействовано 867,6 тысячи человек, что почти на 13% больше, чем в 2024 году. Оборот предприятий по итогам прошлого года достиг почти трех триллионов рублей.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

По налоговым поступлениям наибольший вклад в консолидированный бюджет республики вносят отрасли розничной торговли, обрабатывающих производств, строительства, деятельности по операциям с недвижимым имуществом и транспортировки и хранения.

«Работаем только на налоговую и банки»

Если крупные предприятия поддерживает государство, то малый и средний бизнес оказался в уязвимом положении. Хотя по официальной статистике Федресурса количество новых процедур банкротства в отношении компаний рекордно низкое (1,2 тысячи), но юристы и предприниматели, опрошенные «Вечерней Казанью», говорят о значительном ухудшении делового климата.

Арбитражный управляющий, основатель юридического центра «Ваше Право» Руслан Шаймухаметов рассказал нашему изданию, что количество обращений по поводу банкротств увеличилось примерно на 30%. По его словам, владельцы бизнесов стали чаще интересоваться процедурой из-за того, что оказываются не в состоянии выплачивать кредиты. Особенно часто за помощью приходят предприниматели из сфер лизинга, спецтехники, транспортных услуг и торговли.

Эксперт прогнозирует, что волна дефолтов начнется через 3-4 месяца. А пока предприниматели находятся в «режиме ожидания»: аккумулируют деньги на депозитах, приводят в соответствие документацию, чтобы позже инициировать процедуру банкротства.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В одном из чатов владельцев производственных предприятий в Набережных Челнах в ответ на вопросы нашего издания бизнесмены пожаловались, что работают «только на налоговую и банки»: обновление устаревшего оборудования и оснащение строительных цехов требует инвестиций, но в пользовании заемными средствами под 25% предприниматели не видят смысла.

«У нас от закупа материалов и комплектующих до расчета с нами до восьми месяцев проходит», — посетовал один из машиностроителей.

Другой предприниматель высказал мнение, что дело не в высокой ключевой ставке, а в введении оборотного НДС на МСП, которое подняло налоговую нагрузку в 2,5—3,5 раза, а также навязанном государством «Честном знаке», который добавил непроизводственных расходов, заставил нанять людей и купить оборудование, не приносящее прибыли ни стране, ни предприятию. При этом в стране не борются с теневым сектором экономики, закрывая глаза на нарушения.

«Решения властных структур долго принимаются, являются равнодействующей силой хаотичных групповых интересов, медленно реализуются или игнорируются», — резюмировал машиностроитель.

Туманные перспективы

Первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев подтвердил, что деловая активность в республике идет на спад. Объемы реализации в торговле упали, компании, которые занимаются грузоперевозками и лизингом оборудования, снизили активность.

— Да, крупные бизнесы, особенно в производственной сфере, показывают положительные результаты. Учитывая, что большую часть во внутреннем региональном продукте составляет переработка, добыча, нефтехимия и переработка, общие показатели довольно стабильные. Но в первую очередь в связи со ставкой Банка России страдает малый и средний бизнес. Он не может принимать решения по инвестициям, особенно долгосрочные, откладывает это в долгий ящик в ожидании, что ставка упадет, — рассуждал эксперт.

Николаев подчеркнул, что у малых предприятий есть альтернатива: вместо того чтобы вкладываться в кадры, покупать оборудование, сырье — просто положить деньги на депозит и получать доход в виде процентов, ничем не рискуя.

Проблема кадрового дефицита отошла на второй план, но поиском новых сотрудников занимаются только крупные предприятия, связанные с производственной сферой. Большая же часть МСП обходится существующим штатом, из-за чего на персонал ложится дополнительная нагрузка. Предприниматели перестали инвестировать в развитие и не планируют расширяться.

— Охлаждение произошло, как только закончилось перевооружение крупных предприятий. И если раньше производственные компании в сфере малого бизнеса чувствовали себя неплохо, то сейчас мы видим тенденцию к уменьшению объемов и туманные перспективы на будущее,— высказался Николаев.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Генеральный директор группы компаний «Далини», депутат Госсовета Татарстана, председатель совета регионального отделения партии «Новые люди» в Татарстане Руслан Нигматулин сообщил, что у компаний произошел спад оборотов от 20 до 50% в зависимости от отрасли. Процесс начался еще в прошлом году из-за повышения ключевой ставки, когда выросли финансовые издержки бизнеса и за ними затраты на материалы, оборудование, комплектующие и услуги, потому что все в России работают в тех же условиях.

— Кредитоваться по таким условиям крайне невыгодно, но все вынуждены это делать. Многие инвестиционные проекты откладываются. Но многие продолжаются, потому что они уже начаты и их нельзя останавливать, — заметил собеседник.

Нигматулин обратил внимание, что ключевую ставку уже снизили, это можно считать сигналом улучшения ситуации. Даже небольшое снижение процентов по кредитам сократит расходы предприятий на миллионы рублей.

Руководитель ГК «АвтоСтолица» Руслан Зиатдинов убежден, что главным драйвером российской экономики является государство, а денег в государстве стало меньше: снизились бюджеты регионов и системных госкорпораций, инфраструктурных строек, существенно уменьшились объемы строительства нового жилья, сократились госзакупки. Все это напрямую влияет на работу сектора МСП.

Предприниматель обратил внимание, что цена ошибки в торговле стала весомой. Он привел в пример свою группу компаний: у всех дилеров техники растет затоваривание на складах. Если запасы сформированы с использованием кредитных средств, то возрастает вероятность убытков, которые не получится перекрыть накопленной чистой прибылью предыдущих периодов.

— Если говорить про промышленность, то нагрузка еще выше, так как надо постоянно содержать производственный персонал, предприятия имеют также социальные обязательства перед сотрудниками, намного длиннее оборачиваемость производственных запасов, необходимо постоянно вкладывать денежные средства в реновацию производства, — перечислил Зиатдинов.

В пресс-службе уполномоченного при раисе Татарстана по защите прав предпринимателей нас, однако, успокоили, что с представителями бизнес-сообщества налажена постоянная связь и жалоб на ухудшение конъюнктуры рынка на горячую линию не поступало с начала 2025 года. При этом общее количество обращений в целом не превышает показатели за аналогичный период предыдущего года.

«Бизнесу непонятно, что с ним будет завтра»

Ресторатор и владелец франшизы «Додо Пицца» в Альметьевске и Казани Вячеслав Миллер подтвердил, что в условиях высоких процентных ставок по кредитам не выгодно строить и открывать бизнес. Ситуация усугубляется тем, что налоги ежегодно растут, каждый квартал правительство вносит новые изменения как прямых налогов, так и вводит новые отчетности и новые системы контроля.

— Бизнесу непонятно, что с ним будет завтра, он не может планировать свои расходы и доходы даже на полгода вперед. В настоящее время в России создалась крайне неблагоприятная обстановка для инвестиций, — рассказал предприниматель.

Миллер также подчеркнул, что нерешенная кадровая проблема увеличивает затраты бизнеса на оплату труда: эта статья трат обогнала по доле себестоимости даже стоимость сырья, из которого производится конечный продукт. Правительство надеется заместить людей роботами, но когда и какими методами это сделать, предприниматель не понимает.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Рост цен на горюче-смазочные материалы, коммунальные платежи и аренду раскручивают инфляционную спираль еще больше. Предприниматели вынуждены поднимать цены на свои товары и услуги, что вызывает цепную реакцию.

— А с учетом того, что спрос падает, эффективность бизнеса все меньше и меньше. Ситуация критичная однозначно. Вместо того чтобы увеличивать налогооблагаемую базу и за счет поступления повышенной массы налогов стимулировать развитие экономики, ее зачем-то охлаждают и создают предпосылки для кризиса, — подчеркнул Миллер.

Ждать ли финансового кризиса и нового дефолта?

Такого положения дел, как в 90-х годах с обвалом совокупного выпуска, не произойдет, убежден аналитик по региональным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Кирилл Лысенко. Производственная конъюнктура в стране сегодня совершенно иная: мы живем при рынке, способном автоматически адаптироваться под фазу кредитного и делового цикла, а не в реалиях распадающегося негибкого госплана.

— Не увидим мы и гиперинфляции масштабов 90-х, так как, во-первых, ЦБ сегодня является независимым органом и не выступает в роли печатного станка для финансирования дефицита бюджета, а во-вторых, сегодня нет фактора трансформации госплановского товарного дефицита в рыночный рост цен, - пояснил аналитик.  

Текущая ситуация характеризуется высоким уровнем риска и неопределенности, однако руководитель департамента по работе с клиентами компании «AMCH» Даниил Тюнь не видит рисков финансовых кризисов, сравнимых с периодом 90-х годов.

— Современные механизмы регулирования и финансовая устойчивость государства значительно отличаются от тех времен. Тем не менее, даже кратковременный глубокий спад способен серьезно ухудшить положение значительной части предприятий, вызвать волну банкротств и массовых увольнений. Для предотвращения массового дефолта необходим комплекс мер, включающий снижение ключевых ставок, увеличение доступности кредитов, поддержку инвестирования и повышение покупательной способности населения, — перечислил собеседник.

Главной задачей государства Тюнь считает создание условий для устойчивого роста и восстановления экономической активности. Для этого необходимо разработать стратегию, направленную на улучшение инвестиционного климата, расширение рынков сбыта и снижение регуляторных ограничений.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Руководитель аналитического управления, главный экономист «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин считает, что второе полугодие 2025 года окажется более тяжелым, поскольку есть целый ряд отраслей, которые испытывают сложности в условиях высоких ставок и снижения спроса на их продукцию, а также крепкого курса рубля. В их число входит добыча угля, металлургия, стройкомплекс и ряд других, проблемы которых могут иметь более широкое влияние на рынок.

— При этом мы не видим предпосылки для массового дефолта бизнесов или крупного финансового кризиса. Сейчас экономике требуется адаптироваться к новой реальности сворачивания экономического стимула трех прошлых лет при сохранении внешних ограничений, что по масштабу сложно сравнить с последствиями трансформационных процессов 90-х годов. К тому же и экономика, и бюджетная система, и финансовый сектор в настоящее время обладают заметно большим запасом устойчивости, чем 30 лет назад, — сказал эксперт.

Начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев также не ждет финансового кризиса и уверен, что ЦБ продолжит снижение ключевой ставки. Он признал, что высокие процентные ставки, призванные бороться с инфляцией, тормозят спрос, усложняют работу предприятиям с высокой долговой нагрузкой.

— По нашему прогнозу, ключевая ставка снизится с текущих 20% до 16% к концу года и до 14% во втором квартале 2026 года, — высказал мнение эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»


Руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов не считает снижение индекса деловой активности катастрофическим.

— Да, есть спад и ожидание дальнейшего снижения, но это не обвал, как это было в ковид, когда падение активности составляло 50%, а многие малые и средние предприятия из сферы услуг были вынуждены закрыться. Сейчас речь идет не о закрытии, а об остановке модернизации и заморозке роста, — пояснил эксперт.

По мнению Курасова, запас, который многие бизнесы смогли сделать в период 2021—2024 годов, позволит продержаться еще два-три года. Бизнесу в условиях нестабильной экономики нужен гарантированный заказ и спрос на услуги.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей