Аналитика
Автор материала:Алия Резванова

Банки маркетплейсов займут свою нишу на рынке финансовых услуг

Банки Wildberries, Ozon и «Яндекс» наращивают прибыль. Покупателям же нравится удобство и простота получения услуг. Другие участники рынка однако не воспринимают их всерьез и не боятся конкуренции.

Банки маркетплейсов займут свою нишу на рынке финансовых услуг

Автор фото: ИД «Вечерняя Казань»

С ростом онлайн-продаж маркетплейсы стали расширять линейку оказываемых услуг и начали предлагать клиентам технологические решения. Так, у Wildberries появился электронный кошелек, а у Ozon и «Яндекс Маркета» — свои виртуальные карты. При оплате этими способами покупателям предлагали скидки на товары. Со временем у банков появились вклады и накопительные счета, а продавцы могли получить финансирование.

Зачем маркетплейсам свои банки и почему они так быстро растут

Маркетплейсы обзавелись собственными банками еще в 2021 году: Wildberries приобрел «Стандарт-кредит», Ozon купил «Оней-банк», а «Яндекс» купил банк «Акрополь». На основе этих банков они и начали выстраивать финансовую инфраструктуру. Но в полной мере эти банки проявили себя только в 2024 году, когда объем средств клиентов на депозитах вырос настолько, что классические банки обеспокоились взрывным ростом показателей. 

Автор фото: ИД «Вечерняя Казань»

С помощью собственных цифровых кошельков предприниматели экономят на эквайринге, или комиссии, которую взимает банк за совершение операции. Как правило, комиссия за эквайринг составляет от 1%, кроме этого комиссию взимает и платежная система «Мир», поэтому в результате продавцы накапливают значительные суммы.  

Со временем у банков появились вклады и накопительные счета, а продавцам стали предлагать финансирование на развитие бизнеса. По данным Ozon Банка, на 30 сентября 2024 года сумма привлеченных средств клиентов год к году увеличилась более чем в пять раз, до 149,8 миллиарда рублей по сравнению с 29 миллиардами рублей годом ранее. А объем займов, выданных клиентам, вырос более чем в 2 раза: на 30 сентября 2023 года показатель составлял 33,4 миллиарда рублей, а через год вырос до 66,7 миллиарда рублей. А в 3-м квартале Ozon начал предоставлять кредиты не только своим продавцам, но и любым предпринимателям, не связанным с маркетплейсом.

— Финансовые продукты активно используются и жителями Татарстана. На данный момент более 700 тысяч клиентов-физических лиц из региона, — сообщили в пресс-службе маркетплейса.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Активно разрабатывала и внедряла финансовые решения в 2024 году Wildberries. Компания запустила финтех-сервисы для покупателей: онлайн-кредитование, страхование, WB Кошелек, подписку WB Клуб и BNPL-сервис (оплата долями. «ВК»). Для продавцов запустили сервис онлайн-кредитования.

— Татарстан входит в топ-5 регионов, из которых поступает наибольшее количество заявок на финансирование для роста бизнеса, — сообщили в компании.

Главный плюс для потребителя финансовой услуги маркетплейса, по мнению директора департамента риск-менеджмента — члена правления АО «Свой Банк» Ольги Горюковой, заключается в том, что все происходит прямо в телефоне и в одном месте. Есть одно мобильное приложение, где покупатель может выбрать необходимый товар, оплатить его удобным для себя способом: картой банка маркетплейса или стороннего банка, через электронный кошелек, СБП или оформить рассрочку. Ему не нужно заходить куда-то еще, в другие банковские приложения. Путь оформления, покупки и оплаты максимально удобный, простой и понятный.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Плюсом финансовых услуг на маркетплейсах эксперт считает их четкий и ограниченный состав с самым минимальным набором услуг, а также простоту оформления.

— Банковские приложения крупных банков сейчас пестрят миллионом нужных и ненужных предложений по различным финансовым продуктам, иногда это слишком избыточно для простого клиента, — заметила Горюкова.

Руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов добавил, что создание собственных банков и электронных кошельков для маркетплейсов позволяет сократить комиссии за транзакции, повысить лояльность клиентов и обеспечить более удобные условия для покупок. Кроме того, такие финансовые инструменты могут быть использованы для продвижения собственных акций и программ лояльности.

Как банки и регулятор относятся к новым игрокам на рынке?

Конечно, недополучение прибыли за эквайринговую комиссию не могло понравиться классическим банкам. В апреле 2024 года топ-менеджеры крупных банков высказывали беспокойство отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги и используют это как свое конкурентное преимущество. Зампред Промсвязьбанка Константин Басманов обратил внимание, что маркетплейсы платят небольшую комиссию в системе быстрых платежей (СБП). Он добавил, что за такие покупки покупатели не получают кешбэк от партнеров, а у маркетплейсов растет маржа.

Маркетплейсы решили воспользоваться своим положением и занять банковскую нишу расчетов, обратил внимание эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.

— Конечно, обычным банкам это не может нравиться: снижается их влияние на рынке электронных платежей, сокращаются комиссии. Но ни о каком банковском кризисе не может идти речи. Просто идет перераспределение финансовых потоков между участниками системы, и в первую очередь это касается платежей за товары и услуги, — пояснил Зельцер.

«Вечерняя Казань» направила запрос в пресс-службу Банка России с просьбой обозначить свою позицию относительно кредитных организаций, созданных маркетплейсами. В ответ нам сообщили, что регулятор применяет к регулированию банков единый подход.

— При этом банки данного сегмента нельзя рассматривать в отрыве от бизнеса маркетплейсов, которым они принадлежат, поэтому мы продолжим наблюдать за ними, — заявили в пресс-службе регулятора.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В госкорпорации «Агентство страхования вкладов» (ГК «АСВ) пояснили, что средства физлиц, размещенные на вкладах и текущих счетах, в том числе для расчетов банковскими картами в банках, которые имеют право на привлечение средств граждан, застрахованы в пределах существующих лимитов (до 1,4 миллиона рублей).

В то же время в АСВ подчеркнули, что средства на электронных кошельках и платежных картах маркетплейсов, не привязанных к банковскому счету, не подлежат страхованию, и добавили, что в настоящее время завершается разработка законопроекта, который распространит защиту ГК «АСВ» на эту категорию средств для идентифицированных владельцев кошельков.

Управляющий по анализу банковского и финансового рынков Центра аналитики и экспертизы ПСБ Дмитрий Грицкевич обратился к данным отчетности банков электронной коммерции, представленной на сайте Банка России. За последние три года они показали феноменальный рост активов: с 4 миллиардов рублей на 1 января 2022 года до 450 миллиардов рублей на 1 января 2025 года.

— Их стремительное развитие в первую очередь связано с низкой стартовой базой. Если говорить о суммарной доле активов банков маркетплейсов во всей банковской системе, то она остается крайне незначительной — 0,2% по итогам 2024 года. Поэтому говорить о реальной жесткой конкуренции с универсальными банками преждевременно, — подчеркнул Грицкевич.

Собеседник считает, что уже в ближайшей перспективе банки сегмента электронной торговли займут свою нишу, обслуживая потребности маркетплейсов в виде кредитования малого и микробизнеса в секторе торговли, а также предоставляя розничным клиентам сервис рассрочки. Последний уже стал флагманским продуктом банков маркетплейсов и пользуется повышенным спросом на фоне высоких ставок по кредитам.

Заместитель руководителя Абсолют Банка в Казани Регина Кондратьева считает конкуренцию со стороны банков маркетплейсов незначимой для других участников рынка. Рост объемов депозитов в несколько раз основан на изначально низкой базе.

— На сегодня большинство этих банков работают как нишевые игроки по обслуживанию именно маркетплейсов. И очевидно, что будет какое-то регулирование от Банка России в части экосистем, включающих в себя подобные банки, — рассуждала собеседница.

Доходность эквайринга, по словам Кондратьевой, падает ежегодно и без участия маркетплейсов. Это связано как с уменьшением количества карт Visa и Master, которые традиционно давали банкам проценты за эквайринг, так и с увеличением платежей по СБП с минимальной эквайринговой доходностью. С внедрением цифрового рубля представитель Абсолют Банка в Казани прогнозирует еще большее снижение доходности.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «ВЕЛЕС Капитал» Юрий Кравченко считает использование таких банков безопасным, так как основными игроками на этом рынке являются либо структуры крупнейших банковских групп, либо банки, подконтрольные крупнейшим представителям розничного и технологического сегментов.

Руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень обратил внимание, что банки маркетплейсов принципиально не отличаются от коммерческих банков. Единственным их минусом он считает работу в сегменте необеспеченного кредитования, который сейчас развивается в более жестком регуляторном режиме.

— Однако этот регуляторный режим в какой-то мере обеспечивает и устойчивость бизнеса самих банков, поскольку сдерживает их рост в наиболее рискованных сегментах (при этом надо учитывать, что банки маркетплейсов регулируются в том же режиме, что и другие кредитные организации), — заметил эксперт.

Смогут ли банки маркетплейсов составить конкуренцию классическим банкам?

По мнению Михаила Зельцера, банки маркетплейсов не смогут заместить классические банки на рынке вкладов. Их высокие темпы роста в данном сегменте связаны исключительно с низкой базой. Хранить свои сбережения, да еще и на длительный срок, граждане все равно предпочитают в классических банках, и это вряд ли изменится.

Ольга Горюкова, наоборот, допустила, что финтех маркетплейсов может заменить классические банки, но это будет происходить постепенно и поэтапно. Уже сейчас пользователям маркетплейсов предлагаются максимально понятные традиционные банковские продукты и финансовые услуги. Например, для поставщиков товаров на площадки открываются кредитные линии, овердрафты для закрытия кассового разрыва, а для покупателей-физических лиц — электронные кошельки, дебетовые карты, рассрочки, вклады.

— С появлением у пользователей потребностей в каких-то новых финансовых услугах маркетплейсы должны будут научиться оперативно внедрять и предлагать такие новые продукты для закрытия этих потребностей, чтобы не потерять своих клиентов и не отдавать их в другие банки, — рассуждала эксперт.

Горюкова рассматривает банки маркетплейсов как отдельный сегмент банковского рынка и банковской системы в целом, который очень сильно выделяется своей спецификой.

— Работа в сцепке с маркетплейсом и в контуре маркетплейса, и потому отличается и от крупнейших банков, и от цифровых банков, и всех остальных игроков также. Данная ниша будет развиваться альтернативно с фокусом в предоставлении финансовых услуг на пользователей маркетплейсов, — перечислила эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Территориальный директор «Цифра брокер» в Казани Алена Ащеулова согласилась, что финансовые услуги маркетплейсов составляют серьезную конкуренцию классическим банкам, но полную замену традиционных банков в ближайшее время она считает маловероятной. Маркетплейсы предлагают относительно узкий набор финансовых услуг, например, кредиты, вклады, платежные решения. Классические банки предоставляют более широкий спектр продуктов, включая ипотеку, инвестиционные услуги, корпоративное финансирование и международные операции. Многие клиенты, особенно старшего поколения, по-прежнему доверяют классическим банкам. Еще одним минусом она назвала то, что у маркетплейсов пока слабые меры безопасности, и концентрация больших объемов данных у одной компании повышает риски утечек и злоупотреблений.

Эксперт допустила, что маркетплейсы займут значительную нишу на рынке финансовых услуг, особенно в сегментах, связанных с удобством, персонализацией и доступностью. Однако их развитие будет происходить как в конкуренции, так и в сотрудничестве с традиционными банками.

Потенциал роста еще не исчерпан

Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов связывает быстрый рост банков маркетплейсов с продолжающимся увеличением популярности самих маркетплейсов в стране. Растет как число их клиентов, так и объемы транзакций. На таком фоне маркетплейсы стремятся к созданию замкнутых экосистем, чтобы и покупатели, и продавцы могли получать в одном месте все необходимые услуги, в том числе и финансовые.

— Среда для банков маркетплейсов в таких условиях весьма благоприятна, чем они и пользуются по максимуму. В частности, они имеют возможность рекламировать свои финансовые продукты на своем маркетплейсе и привлекать клиентов из числа активных пользователей, предлагая различные бонусы вроде заметных скидок на покупки или кешбэков, а также предоставляя рассрочки и кредиты на покупку, — сказал эксперт.

Додонов считает, что у банков маркетплейсов по-прежнему большой потенциал для роста, и они вполне могут занять сильные позиции в определенных сегментах.