Авторынок ждет самая сильная стагнация за последние десять лет
За полгода продажи автомобилей в стране рухнули более чем на 26%. Эксперты называют падение ожидаемым. Причина — дорогие кредиты, убившие покупательную способность. Но снижение ключевой ставки может вернуть все на круги своя.

Официальная статистика не дает повода для оптимизма
Продажи новых легковых автомобилей в стране по итогам шести месяцев этого года ушли в минус. По сравнению с первым полугодием прошлого года они снизились на 26,3%. Всего за это время было зарегистрировано 530 тысяч свеженьких машин. Татарстанский авторынок упал еще больнее: на 31,9%.

Отрицательную динамику в России показали шесть марок из топ-10. Сильнее всего она выражена у Geely (-48,5%). Зато отечественный Solaris нарастил обороты в 2,8 раза. Неплохой рост (+26,4%) продемонстрировал и белорусский бренд Belgee. Что касается моделей, порадовал универсал LADA Largus, реализация которого подскочила примерно в 60 раз. К сожалению, все остальные модели были востребованы плохо. И наиболее — Geely Monjaro (-42,3%).
— Цифры говорят сами за себя: авторынок в упадке, — подводит итог основатель компании Kazandigital Олег Туманов. — Даже такие крупные игроки, как Chery, Geely, Haval и популярнейший Lixiang «просели» в продажах на 25-30 процентов и более. Одним словом, официальная статистика не дает повода для оптимизма.
По словам собеседника издания, это подтверждает и массовое закрытие дилерских центров. Лидерами в этом плане стали представители китайских брендов Bestune, Kaiyi и DFM.
Менеджер по корпоративным продажам дистрибьютора автомобильного бренда MG Максим Овчеренко называет рост продаж Belgee абсолютно логичным. По его словам, он произошел за счет того, что к ней перешли старые модели Geely, разделившей свой бренд на две части. Belgee фактически ее «дочка». По сути, Geely (псевдопремиум) и Belgee (массмаркет) пошли по пути Audi и Volkswagen, отмечает он. Большее падение спроса у того же Haval, по мнению собеседника издания, «тоже абсолютно читаемо». Этот бренд ныне не подпадает под государственную программу субсидирования. Прежде ему частично компенсировались затраты.
А продажи Solaris подняли корпоративные закупщики и службы такси, отмечает директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов. Он напомнил, что эта марка имеет несколько моделей, которые копируют бестселлеры бюджетного сегмента Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Greta. Что же касается продаж автомобилей в нашей республике, отметившихся еще большими отрицательными значениями, директор компании «Твой автоэксперт» объясняет их практичностью татарстанцев. Когда возникли хорошие предложения по покупке «железных коней», в основном китайских, они ими сразу же воспользовались.

— Понимали, что в дальнейшем цены на машины в любом случае будут расти. Конечно же, никто не знал о падении курса рубля, о том, что поднимется ключевая ставка, но стали приобретать. А сейчас рынок «стоит», — рассказал он.
Предпочитают положить деньги на банковский депозит, нежели купить автомобиль
Эксперты сходятся во мнении, что падение продаж было ожидаемо. Однако, констатирует Максим Овчеренко, ситуация на авторынке оказалась гораздо хуже прогнозируемой. Отрицательную динамику по большинству брендов он объясняет тем, что в связи с дорогой стоимостью денег отсутствует покупательная способность.
— Люди предпочитают положить деньги на банковский депозит под 18—20% годовых нежели купить автомобиль, — говорит собеседник издания.
Сказывается высокая процентная ставка по кредитам. За счет этого падают и продажи, соглашается руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. Директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи связывает снижение продаж с рядом причин. И самой первой она также называет сильно подорожавшие кредиты. Недоступность денежных средств считает основной причиной падения спроса и основатель компании Kazandigital Олег Туманов.
— Высокие процентные ставки и жёсткие требования банков делают практически невозможным получение кредитов, — констатирует он. — А высокая стоимость автомобилей вынуждает людей либо продолжать дальше использовать свои старые машины, либо обращаться к вторичному рынку, а то и вовсе отказаться от покупки.

У Павла Кузнецова свое объяснение падения спроса. Он напомнил, что в 2022—2023 годах и частично 2024-ом наши соотечественники активно приобретали «железных коней». Как результат: «Сейчас никому особенно ничего не нужно в больших объемах». Плюс к тому поднялась ключевая ставка, брать кредиты стало невыгодно. Одним словом, говорит он, причин всего две: «Первая неочевидная, а вторая лежит на поверхности».
«Ценник автомобилей просто зашкаливает»
Руководитель Федерации автовладельцев России в Казани отмечает, что, кроме того, очень сильно взлетела стоимость автомобилей: «За счет сложной логистики и из-за того, что многие бренды ушли с территории России». Машины, которые сейчас продаются на нашем рынке, убежден он, не особо интересны, потому что у них «просто зашкаливает ценник». В том числе, по мнению собеседника издания, не соответствует реальной и цена продукции нашего автопрома.
— Как у нас делают машины? Например, тот же «Москвич 3» — продукт крупноузловой сборки завода в Москве. По факту это китайский автомобиль, но оригинал из Поднебесной стоит дешевле. Автовладельцы не готовы платить деньги только за шильдик, за то, что какая-то группа чиновников решила китайский автомобиль преподнести как наш, но он при этом вышел в несколько раз дороже, — говорит он.
Плюс к тому, подчеркивает глава ФАР в Казани, у работающего населения падают доходы. А те, кто находится на пенсии или в декретном отпуске, вообще не могут позволить себе поменять автомобиль. Как следствие, если раньше «железных коней» обновляли раз в три-пять лет, то сейчас это сделать достаточно проблематично. Так как цены на машины высокие, за то время, пока столь дорогостоящее приобретение окупится, его владелец теряет много средств и в итоге продает свое авто за копейки.
— К примеру, LADA, которые сейчас хотят локализовать через такси, и новые никто не покупает. А кому они будут нужны бэушные и сломанные, не проездившие свои три года? — задается вопросом он.

Руководитель ФАР в Казани убежден, что «никто не будет ездить на развалюхе, вкладывая в нее большие средства, потому что машина будет сыпаться». С запчастями, подчеркивает эксперт, та же проблема. К примеру, у «АвтоВАЗа» сборка машин российская, а вся их электроника, начинка — импортные. Наши только резинотехнические изделия и пластик, возможно, еще штамповка кузова из российского металла, все остальное — привозное. И замене подлежат именно те запчасти, которые доставляются из-за рубежа. А они становятся дорогими, потому что растет в цене топливо, поднимается и стоимость логистики.
— Экономика в России никак не может аккумулироваться и работать независимо. Поэтому все, что связано с автомобилями, сейчас происходит тяжело, — резюмирует он.
Сейчас, по оценке Дмитрия Золотова, имеет место отложенный покупательский спрос. Люди ждут, что цена на автомобили понизится. Все, кто мог получить машину в кредит по льготной ставке (многодетные семьи и т. д.), уже это сделали. Теперь хотят ввести такие преференции для участников и ветеранов СВО, а также семей с двумя детьми.
— Но в совокупности это опять-таки небольшой процент. Тем более что сейчас лето, период отпусков. Многие готовы потратить деньги на то, чтобы куда-то съездить отдохнуть либо купить недвижимость, но точно не автомобиль. К тому же осталось подождать несколько месяцев и у потенциальных покупателей появится возможность приобрести машину 2026 года выпуска, что, конечно же, предпочтительнее, — поделился он своим мнением.

Но точку зрения собеседника издания по поводу продукции отечественного автопрома разделяют не все. Так, Максим Овчеренко говорит, что «Ладу» «хаяли в КВН еще много лет назад. Но она живет, ее выпускают, у нее есть свой покупатель». Он напомнил, что у «АвтоВАЗа» сейчас три основных ценовых сегмента: «По большому счету он для каждого потребителя находит свой рынок. Да, колоссального роста нет, но, по крайней мере, он в этом случае ожидаемый».
Маркетинговые программы производителей изменить ситуацию не смогли
Менеджер по корпоративным продажам дистрибьютора MG обращает внимание на то, что бренды пошли на дополнительную поддержку покупателей. Есть программы и у автопроизводителей, и у дилеров. Есть рассрочка платежа, дополнительные скидки, стимулирующие акции. Но, несмотря на то, что падение цен по ряду марок достигает 10—15%, а где-то и 30% стоимости автомобиля, это не сказалось на продажах «ровным счетом никак».
Это же обстоятельство подтверждает и Татьяна Арабаджи: «Маркетинговые программы автопроизводителей с более щадящей ставкой по кредитам, конечно, были, но кардинально изменить ситуацию они не смогли». По ее словам, часть потребителей ждет дальнейшего снижения ключевой ставки, которая, с одной стороны, сделает более привлекательными автокредиты и, с другой стороны, понизит востребованность депозитов и вкладов.
Кроме того, на рынке скопилось достаточное количество автомобилей, которые массово завозились в прошлом году в преддверии удорожания утилизационного сбора, отмечает директор НАПИ. Вместе со стоками лизинговых компаний, образовавшимися из-за досрочного возврата и изъятия автомобилей, стоки автопроизводителей и дилеров давят на рынок и приводят к снижению цен на новые автомобили. По этой причине часть людей также надеется на максимально выгодные предложения, не торопясь с покупкой транспортного средства.
Хотя, признает она, значительная часть тех, кто хотел купить «железного коня», уже сделали это в прошлом году, опасаясь значительного роста цен из-за утилизационного сбора и волатильности курса рубля. Часть покупателей переориентировалась с покупки нового автомобиля на приобретение «свежего» подержанного. Машина — не товар первой необходимости, можно подождать с ней до более благоприятных времен.
— Возможно, во второй половине года мы увидим легкое оживление авторынка, — допускает Татьяна Арабаджи. Она связывает это с тем, что началось снижение ключевой ставки и ЦБ не исключает возможности ее дальнейшего падения в июле.
Также ожидается, что будут расширены меры господдержки: это восстановление в полном объеме программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» и других. Ближе к концу года часть покупателей может приобрести новые авто, понимая, что с 1 января 2026 года утилизационный платеж снова увеличится, а значит, средства передвижения снова подорожают.

По словам директора НАПИ во второй половине этого года также могут активизироваться продажи автомобилей для такси. Как известно, с 1 марта 2026 года в большинстве регионов можно будет включать в их реестр только машины с высоким уровнем локализации. До этой даты у таксопарков есть возможность приобрести любые иностранные автомобили. Подобные требования, полагает собеседница издания, могут быть в ближайшее время введены и для каршеринговых компаний.
С другой стороны, препятствием для закупки автомобилей в таких условиях является высокая ключевая ставка. Поэтому вариант с приобретением иностранных автомобилей таксопарками и каршеринговыми компаниями более вероятен в случае ее дальнейшего снижения во второй половине 2025 года, рассуждает глава Национального агентства промышленной информации.
Но если рынок и взбодрится, резкого роста продаж ждать не стоит, прогнозирует Татьяна Арабаджи. Полностью компенсировать просадку первого полугодия уже не удастся. Продажи по итогам 2025 года будут однозначно меньше: может быть продано порядка 1,06–1,2 миллиона новых легковых автомобилей против 1,5 миллиона в прошлом году, заключила эксперт.
Число тех, кто может позволить себе новый автомобиль, сократилось вдвое
По данным российской ассоциации автодилеров (РОАД), в России выдачи автокредитов упали на 53%. Продавцы готовы предоставить скидки, но покупателей становится все меньше.
— На новые машины дилеры объявляют спецпредложения. Например, на Lada Granta можно получить скидку в 300 с лишним тысяч рублей, на некоторые модели Haval – в 100–200 тысяч, на Geely Emgrand — в 290 тысяч. Цены падают, но продажи падают еще сильнее, — констатирует президент РОАД Алексей Подщеколдин.
В 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе приобрести новый автомобиль. За первое полугодие 2025 года их доля сократилась вдвое, проиллюстрировал он ситуацию.

По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова из всех выдаваемых автокредитов в июне примерно 60% предназначалось на покупку новых машин. При этом в первый месяц лета число выданных кредитов на новые легковые автомобили в России снизилось по отношению к июню 2024 года всего на 12% (при общем падении авторынка на 28%), а в рублевом отношении – на 22%. Таковы данные ведущих автокредитных банков.
Однако уже с июля начали действовать новые правила выдачи автокредитов, учитывающие предельную долговую нагрузку (ПДН) клиента. И условия будут все ужесточаться. К примеру, заемщику будет необходимо подтверждать свои доходы. Возможно, на автокредиты будет распространен и период охлаждения для выдачи заемных денег на 24–48 часов. Не исключено, что выдача автокредитов будет замедляться.
«Что дальше? Вероятно, повторение 2008 года»
— Что нас ждет дальше? Вероятно, повторение 2008 года, — рассуждает Максим Овчеренко. Он напомнил, что тогда в связи с дорогой стоимостью денег они тоже перетекали из реальной экономики на депозиты. Люди откладывали крупные покупки на потом.
По данным агентства «Автостат» динамика российского авторынка (объем продаж за месяц по отношению к объему продаж за аналогичный месяц прошлого года) резко снижалась во время кризиса. Продажи новых автомобилей показывали отрицательные значения с октября 2008 года по апрель 2010 года. Максимальное падение – на 58% – было зафиксировано в июле 2009 года.
Первая половина нынешнего года напоминает эту ситуацию тем, что ежемесячные продажи также имеют минусовые значения. Только январь показал прирост в 11 %, затем с февраля по июнь реализация новых машин ощутимо проигрывала прошлогодним показателям. По словам менеджера по корпоративным продажам дистрибьютора автомобильного бренда MG в 2014—2015 годах наблюдалась аналогичная картина, но при откате ключевой ставки произошел возврат на круги своя. Начал расти спрос и, как следствие, цены на машины. В 2016—2017 годах ситуация с востребованностью автомобилей уже полностью нормализовалась.
Эксперты «Автостата» считают, что по оптимистичному сценарию в этом году в России будет продано не больше 1,4 миллиона новых легковых машин против 1,6 миллиона в прошлом году, то есть меньше на 10%. Наиболее реалистичный прогноз: 1,25 миллиона реализованных авто (-20% к 2024 году). Пессимистичный сценарий рассчитан на 1,1 миллиона «железных коней», или минус 30%.
К негативным факторам они относят высокие ставки автокредитов и снижение их доступности. Отрицательно влияет на спрос и высокий уровень цен на новые автомобили и их ожидаемый рост вследствие индексации утильсбора. Кроме того, играет свою роль высокий уровень инфляции, который отражается на покупательной способности населения. Как следствие, часть покупателей перешла к сберегательной модели поведения, разместив свои средства на вкладах и депозитах. И, отмечают эксперты, россияне не перестают надеяться на потенциальные поставки глобальных марок.

— Если тенденция падения продаж сохранится, нас ждёт самая значимая стагнация авторынка за последние десять лет, — прогнозирует Олег Туманов. Не исключает такого исхода и Павел Кузнецов: «Вполне может быть».
В свою очередь, это приведёт к увеличению среднего возраста автопарка страны и к замедлению роста важнейшего сектора экономики, подчеркивает основатель компании Kazandigital. Он убежден, что необходимы срочные меры по стимулированию спроса и поддержке отечественных производителей на государственном уровне.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












