Автодилеры Татарстана множат соглашения с «чайна-марками»
Республика заняла третье место после Москвы, Санкт-Петербурга и их областей по числу автодилеров. После ухода европейских и иных брендов игроки предлагают продукцию китайского автопрома, становясь дилерами концернов из Поднебесной.

Третий регион по числу автодилеров
На середину января этого года в Татарстане насчитывалось 159 автодилеров. Республика сохранила за собой третье место в региональном рейтинге, сообщили «Вечерней Казани» в аналитическом агентстве «Автостат». По его данным, на территории России числится как минимум 3653 автодилера. Это на 15% (или 489) больше, чем год назад: в январе 2023 года их было 3164.
Наша республика определилась с «бронзой» еще в октябре прошлого года. Тогда больше половины (52,6%) из 3,5 тысячи официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей в стране приходились на 10 регионов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Лидировала Первопрестольная (с учетом Московской области), где действовали 659 брендовых автоцентров, или 18,6% от общего числа. Второе место заняла Северная столица - в Санкт-Петербурге (вместе с Ленинградской областью) эксперты насчитали 277 дилеров. Татарстан тогда недобрал до ровного счета 150 всего 2 автоцентра.
- Ваш регион - один из самых экономически развитых в стране. Кроме того, он находится в европейской части России, где высокая плотность населения. Эти факторы способствуют наличию большого числа автодилеров, - отметил нашему изданию руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Основатель компании Kazandigital Олег Туманов также считает, что столь высокое место в региональном рейтинге автодилеров «не удивительно».
- Татарстан занимает четвёртое место по уровню жизни после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области - связь тут прямо пропорциональная, - заключил он. А в компании «ТрансТехСервис» добавили, что это «свидетельствует о развитости и высоком уровне цивилизованности авторынка в регионе».
Рост числа дилерских центров отмечен впервые за 8 лет
Начиная с 2015 года количество дилерских центров в России снижалось. Наиболее сильное падение их числа пришлось на период пандемии и на 2022 год, что связано с уходом западных производителей, напомнили «Вечерней Казани» в пресс-службе ГК «Автодом».
- В 2023 году ситуация стабилизировалась. Более того, впервые за восемь лет отмечен рост числа дилерских центров. Такая тенденция связана в первую очередь с восстановлением рынка, особенно в регионах с платежеспособным спросом, в число которых входит Татарстан, - подчеркнули в компании.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
- Спрос на новые авто в крупных городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, остается высоким, что позволяет наращивать объемы продаж на татарстанском рынке, - выстроили там логическую цепочку.
Доля марок из Поднебесной превысила 60 процентов
Рост числа дилерских центров связан с тем, что в течение года было заключено 1448 контрактов и расторгнуто 959. «Автостат» констатирует, что изменилось не только количество дилеров: «произошла еще и трансформация сетей в плане происхождения марок». Так, практически вдвое увеличилась доля компаний, представляющих интересы китайских брендов.
Если в январе 2023-го она составляла 33,3%, то теперь превысила 60,4%. В настоящее время у «китайцев» насчитывается уже 2207 официальных дилерских центров, а год назад их было 1053. Многие «закрывшиеся» перешли в разряд сервисных партнеров, а новые контракты в большей степени были заключены с брендами из Поднебесной и отчасти - с российскими марками. При этом практически у всех европейских, японских, корейских и американских автопроизводителей дилерские сети сократились.
На начало 2024 года китайские производители открыли более 2,2 тысячи дилерских центров в разных регионах России, в том числе в Татарстане, констатирует ГК «АвтоСпецЦентр». Доля китайских автомобилей на российском рынке увеличилась до 60% - благодаря отсутствию конкуренции их моделям во многих сегментах. Поэтому производители заинтересованы в поиске новых клиентов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
В компании подчеркивают, что появление новых китайских брендов на рынке приводит к увеличению количества официальных дилерских центров: «При этом почти все дилеры предоставляют клиентам полный спектр услуг: от сервисного обслуживания автомобиля до оформления страховки и кредита».
По данным директора Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяны Арабаджи в Татарстане в 2023 году было продано 47,1 тысячи новых легковых автомобилей. Прирост к предыдущему 2022 году составил 72,8%.
Только компания «ТрансТехСервис» (ТТС), как сообщили «Вечерней Казани» в ее пресс-службе, по итогам 2023 года реализовала в республике 9714 новых машин. Самыми популярными марками в этом сегменте у клиентов стали LADA, HAVAL, CHERY, OMODA, Москвич, EXEED, Changan, а также Renault, KIA и Hyundai. Эта тройка вместе с LADA лидирует и среди автомобилей с пробегом.
По информации Арабаджи, на долю китайских брендов пришлось 41,5% от всех проданных автомобилей, российские составили 42,5%. Все остальные (европейские, японские, корейские и т. д.) набрали всего 16%. Собеседник издания отметила, что по итогам 2022 года «чайна-марки» занимали в нашей республике всего лишь 13,5%, поэтому «однозначно можно сказать, что бренды из Поднебесной заняли нишу ушедших европейских, корейских, японских марок».
Крупные дилеры, представляющие одинаковые марки, всегда между собой конкурируют
По данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), в 2023 году на российский рынок вышли 19 новых игроков из КНР, которые с нуля сформировали свои дилерские сети: JAECOO, Jetour, Kaiyi, BAIC, Livan, TANK, SWM, Hongqi и другие. Увеличилось число авторизованных продавцов и у ранее работавших китайских марок, таких как JAC, Changan, OMODA, Geely, Voyah, FAW, Haval, EXEED.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Что касается отечественных брендов, то сильнее всего за год выросло количество дилерских центров у «Москвича» (+71). Кажется, все без исключения новички из Поднебесной представлены в Татарстане. Впрочем, как заметил нашему изданию директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов, два бренда пока выступают только в роли поставщиков.
TANK за первый год присутствия на российском рынке вошел в топ-10 самых популярных в России марок. КАН-авто гордится тем, что в Казани он его единственный официальный дилер. Впрочем, ТрансТехСервис (ТТС) тоже имеет такой автоцентр, только в Набережных Челнах. Седан Kaiyi E5 признали «Автомобилем года в России». В нашем городе дилерские центры этого бренда открыли «Диалог Авто», КАН-авто и ТТС. Автомобили BAIC продают и «Диалог Авто», и КАН-авто, и ТрансТехСервис. У Geely два дилерских центра в Казани только у КАН-авто. Скоро догонит его и ТТС, открыв их в Казани и в Челнах.
У премиального бренда EXEED в столице Татарстана три официальных дилера: ТТС, КАН-авто и РРТ. У OMODA их и того больше - 4: те же ТТС, КАН-авто (два автоцентра) и компания «Квазар». Haval, показавший четырехкратный рост продаж GWM в России, в прошлом году открыл в нашей стране 23 новых дилерских центра.
Всего в стране их сейчас 144. В том числе 4 дилера в Казани: «Диалог авто», КАН-авто (целых два автоцентра) и ТТС. И так можно продолжать, кажется, до бесконечности. Какую марку ни возьми, создается ощущение, что КАН-авто (учредитель Александр Колесов) и ТТС (учредитель Вячеслав Зубарев) «шагают нога в ногу».

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
- Лидеры татарстанского рынка в лице ГК «КАН-Авто» и ГК ТТС конкурируют между собой уже много лет и, судя по тому, что сосуществуют они уже очень долго, можно говорить о ёмкости рынка, - заметил нашему изданию Олег Туманов.
Факт конкуренции между этими игроками рынка отмечает и директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов: «Так всегда было и будет. И не только среди «китайцев». Он напомнил, что когда брендов из Поднебесной на нашем рынке не было, «дилеры крупных сетей, которые представляли одинаковые марки, всегда между собой конкурировали и что-то пытались придумать для того, чтобы завлечь больше покупателей».
Руководитель отдела продаж компании «Диалог Авто» Максим Овчеренко констатирует, что в связи с уходом с рынка крупных игроков - европейских, корейских и японских производителей - все крупные автохолдинги перешли на альтернативные бренды. По его информации, ТТС и КАН-авто отдали под китайские марки все свои 15 - 20 дилерских центров на территории Татарстана: «За исключением премиальных марок, которые в принципе продаются только поштучно».
Впрочем, компания, в которой работает Овчеренко, тоже не стоит в стороне. Он рассказал, что «Диалог Авто» (учредители: Андрей Минибаев, Владимир Апраксин, Николай Сорокин) занимает стабильное третье место: «Наше отставание по продажам от лидеров рынка совсем небольшое: порядка 100 автомобилей. За 2023 год мы продали 5 тысяч 24 автомобиля».
- Каждый из автохолдингов пытается получить лакомый кусочек. То есть они пытаются наполнить как можно больше свой портфель предложений, и посмотреть, что будет дальше, - говорит собеседник издания.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Он напомнил, что на российский рынок зашло около двух десятков брендов из Поднебесной: «Как их воспримут наши покупатели, одному Богу известно. Востребованность «китайцев» зависит от их гарантийной политики, от продвижения на рынке в целом». Овчеренко убежден, что на татарстанском авторынке происходит «все то же самое, что и в целом в России: тенденции во всех регионах абсолютно идентичны».
«Пока большинство китайских брендов, пришедших в Россию - это лотерея»
Вышедшие на отечественный рынок автомобили производства КНР найдут своих владельцев, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов убежден в том, что «заменить «европейцев» китайские автомобильные бренды не смогут».
- Даже самым премиальным «китайцам» по эргономике, управляемости, своей сбалансированности далеко до «немцев», - говорит он.
Впрочем, он считает, что «не эксперты этого не поймут», поэтому «умеренный потребитель может не заметить».
Кузнецов напомнил, что сейчас нет официальной гарантии на автомашины европейских премиальных брендов, как и их официального ввоза, и «цены стали сумасшедшие». Поэтому их сейчас замещает продукция китайского автопрома. Однако он считает, что «когда ситуация вернется на круги своя, «китайцам» будет их не побороть».
Что же касается непремиальных брендов, «они как вклинятся, так и будут держаться». Собеседник издания, в частности, отметил, что очень хорошо себя зарекомендовали Haval и Geely: «Они однозначно легко могут конкурировать с корейскими и некоторыми японскими брендами».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Директор компании «Твой автоэксперт» обратил внимание на то, что по большинству из 19 китайских марок, которые в 2023 году пришли в Россию, пока еще нет никакой статистики: «Брендов из Поднебесной слишком много и не все они нам понятны».
- Нет полноценной оценки их надежности, потому что еще нет больших пробегов. Мы не знаем, как будет себя вести металл в российских условиях и сколько эти автомобили будут стоить на вторичном рынке через 3-5 лет. Поэтому пока их покупка - это действительно лотерея, - заключил он.
«Ждем-не дождемся, когда будут сняты санкции и к нам вернутся зарекомендовавшие себя бренды»
- Ждем-не дождемся, когда будут сняты санкции и зарекомендовавшие себя бренды, которые годами, десятилетиями оттачивают качество своей техники, снова к нам вернутся, - рассказал Кузнецов о надеждах автовладельцев.
Он считает, что хотя маркетологи «очень сильно попортили» истинное качество европейских автомобильных брендов, «очень многие их наработки китайцам пока просто не осилить».
- Можно освоить внешний вид, эргономику и даже скопировать подвеску. Такое у китайцев уже есть: подвеска почти как у Aidu. Но ее качество далеко от оригинала: для усовершенствования еще нужно время, но и европейские автоконцерны не стоят на месте, - комментирует эксперт.
Эксперт нисколько не сомневается в том, что те наши соотечественники, кто сейчас пользуется автомобилем тех или иных европейской марок, к ним вернутся «при ключевом «но» - нормализации цены».
Руководитель отдела продаж компании «Диалог Авто» Максим Овчеренко подтверждает: потребитель сейчас разделился на две группы. Первая группа состоит из тех, кто «докатывает» свои автомобили и ожидает возврата европейских, корейских и японских марок. Вторая группа потребителей понимает, что деятельность ушедших концернов невозможна: нужна замена запчастей и т. п. Поэтому они потихоньку переходят на китайский автопром.
«Концерн Chery закрывает своим модельным рядом практически все ниши»
По мнению Олега Туманова (основанная им компания занимается в том числе поставками электромобилей и запчастей из Китая), наиболее активен на российском рынке концерн Chery.
- Разделив свои автомобили на суббренды (Chery, Omoda, Exeed, Jaecoo), он закрывает своим модельным рядом практически все ниши, - констатирует он.
Эксперт напомнил, что в линейке бренда есть и седаны, и компактные кроссоверы, и большие семейные автомобили.
- На дорогах Казани также часто встречаются автомобили Haval и Geely, появляется всё больше представителей китайского премиума в лице Lixiang, Zeekr и Voyah - всё это говорит о том, что скептицизм в отношении китайского автопрома у автолюбителей сходит на нет, - делает вывод он.
По мнению основателя компании Kazandigital, элементарный финансовый подсчёт говорит о том, что автомобиль китайского бренда «существенно дешевле аналогов от японских, европейских, американских и даже корейских автопроизводителей, при этом он будет лучше оснащен».

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
- Добавьте к этому наличие официальных дилеров, отсутствие проблем с запчастями и диагностическим оборудованием, которого лишились многие европейские и прочие автобренды, и вы поймёте, почему интерес к китайским автомобилям оправдан, - подытожил Туманов разговор о продукции автопрома Поднебесной в России.
Говорить о прямой замене европейских брендов можно лишь в отношении китайской автомобильной марки Jetta, убеждены в компании «Автодом»: «Седаны Jetta VA 3 построены на той же платформе, что и Volkswagen Polo и выпускаются на совместном предприятии Volkswagen и FAW. Сама модель Volkswagen Jetta выкуплена FAW, но переименовывать Jetta не стали, поскольку название уже имеет хорошую репутацию на рынке».
Там также отметили, что китайские производители представляют оригинальные модели, такие как гибридные кроссоверы AITO M5 и AITO M7, которые не замещают западные образцы, а представляют собой самостоятельные разработки.
- Так, гибриды AITO выделяются собственной операционной системой. Для моделей AITO Huawei выпустил первый в мире автомобильный ключ с поддержкой Bluetooth и NFC, - перечислили в ГК «Автодом».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Руководитель отдела продаж компании «Диалог Авто» Максим Овчеренко говорит, что китайский автопром сделал не просто шаг вперед в плане технологий - он совершил прыжок. Во многом благодаря подходу этой страны к открытию на своей территории автозаводов европейских или американских брендов. Они входят в их капитал на паритетных началах. А также заключают договор о том, что используемые зарубежные технологии со временем, например, спустя 5 лет, переходят в их собственность.
По его мнению, именно это обстоятельство привело Поднебесную к прорыву с точки зрения сборки автомобилей, их надежности, физических характеристик, управляемости и безопасности.
- Я весьма скептически относился к китайским маркам. Но за год своей работы в ГК «Диалог Авто» приходилось ими управлять, ездил за рулем таких автомобилей и в дальние командировки. Могу сказать, что они не хуже, чем корейцы, а в чем-то даже их превосходят, - рассказал он о личном опыте.
В компании «ТрансТехСервис» говорят, что оценивать китайские бренды пока рано: «Рынок ещё не установился. Можно сказать, что на сегодняшний день все автомобили в одной ценовой категории конкурируют между собой». Автодилеру известно о том, что клиенты заинтересованы в большом выборе.
- Китайский автопром наиболее прогрессирующий в мире и предлагает довольно широкий ассортимент автомобилей, - подчеркнули «Вечерней Казани» в пресс-службе компании.
Овчеренко отмечает, что «китаизация» авторынка сейчас составляет порядка 70 %. Первое место по продажам занимает отечественный АвтоВАЗ, а затем следуют Chery, Haval и т. д. Овчеренко напоминает, что у всех китайских брендов грандиозные планы на этот год. Между тем, емкость российского авторынка на 2024 год оценивается в 1,5-1,7 миллиона автомобилей.
- На покупку машины влияет очень многое. Во-первых, порядка 40 - 60% легковушек приобретаются в кредит или в лизинг. В этом случае определяющий фактор - процентная ключевая ставка ЦБ. Она повышалась 5 раз за минувший год. От этого страдает покупательская способность, - комментирует собеседник «Вечерней Казани».
Доля китайских брендов вырастет до 80 процентов, но часть их покинет российский рынок
Директор компании «Твой автоэксперт» полагает, что в 2024 году на российском авторынке, как и в 2023-м, будет становиться «все больше «китайцев»».
- По мере смягчения денежно-кредитной политики и снижения ключевой ставки спрос неизбежно повысится и вызовет увеличение объема продаж автомобилей. Можно спрогнозировать увеличение доли продаж китайских авто до 65%, - предрекают в ГК «Автодом».
В ГК «АвтоСпецЦентр» делают более смелые предсказания: в этом году доля брендов из Поднебесной на российском рынке увеличится до 80%, так как сосед поставит в нашу страну более 1,2 миллиона своих новых автомобилей.
- Увеличится конкуренция между официальными дилерами, что позволит сдержать рост цен на авто и поспособствует улучшению качества услуг, - пояснили там.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов констатирует, что китайские автомобильные бренды «конкурируют не только с другими автопроизводителями, но и друг с другом». Исходя из этого, он прогнозирует, что лидирующие позиции в нашей стране «могут получить те китайские компании, которые будут готовы инвестировать значительные средства». В первую очередь речь идет о создании в нашей стране сбытовой сети салонов по продаже автомобилей и сервисов по их обслуживанию, организации поставок необходимых деталей и узлов.
- В идеале китайским компаниям необходимо создать в России производство автомобилей. Возможно, на первых порах речь может идти о крупноузловой сборке лишь нескольких моделей, но даже это покажет серьезность их намерений, поможет закрепиться в числе лидеров продаж среди компаний из Поднебесной, будет способствовать росту популярности у покупателей, - полагает собеседник «Вечерней Казани».
- В прошлом году рынок активно насыщался автомобилями различных китайских брендов, ввозимых и официальными дистрибьютерами, и по альтернативным схемам импорта. В этом году автопроизводители из этой страны будут активно конкурировать друг с другом за российского потребителя, - дает прогноз директор НАПИ Татьяна Арабаджи.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
По ее словам, цены на автомобили «подошли к критической отметке, дефицита машин уже нет». В то же время появился негативный опыт по эксплуатации ряда китайских автомобилей, неадаптированных для российских условий в зимнее время. Возникали проблемы и с сервисным обслуживанием, покупкой запчастей для автомобилей тех брендов, которые не развивали это направление, а просто продавали машины.
- Мы ожидаем, что часть китайских брендов в 2024 году покинет российский рынок, - резюмирует собеседник «Вечерней Казани». По ее мнению, меньшим спросом будут пользоваться машины, ввезенные по альтернативным схемам, не через официальных дистрибьютеров.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
- В результате на рынке останется порядка 20 брендов, которые будут активно развивать сервисное обслуживание, поставки запчастей, финансовые и маркетинговые программы, - заключила Татьяна Арабаджи.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












