«Позорный суд»: отец мальчика-инвалида требует у властей Казани дать возможность сыну попасть на другую сторону улицы
Уже почти год судится с исполкомом Казани отец 12-летнего инвалида-колясочника Юрий Никишин, требуя установить лифты в надземных переходах на остановках «Ул. Карбышева» и «Ул. Комарова». После того как Вахитовский райсуд отказал ему, Верховный суд РТ вернул туда иск на пересмотр, но суд первой инстанции снова отказал Никишину. Верховный суд принял к рассмотрению вторую апелляционную жалобу отца... Эксперты «Вечерней Казани» считают, что уже сам факт появления такого иска - позор для третьей столицы.
Напомним, оба надземных перехода на улице Танковой были оборудованы лифтами для инвалидов и других маломобильных граждан еще к Универсиаде 2013 года в рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения 2006 - 2012». Однако лифты так и не сдвинулись с места, как и большинство других лифтов в казанских переходах, установленных к Универсиаде. А затем их по решению Кабмина РТ вовсе решили демонтировать, поскольку, как установили чиновники, подъемные платформы приведены в полную негодность «в результате неоднократных вандальных действий неустановленных лиц». - Но инвалиды-то чем виноваты? - возмущается Юрий Никишин. - Почему мой сын должен сидеть в четырех стенах? Он тоже хочет гулять, бывать в гостях у друзей, которые живут на другой стороне улицы. А самое отвратительное в этой истории то, что под протоколом заседания рабочей группы, рекомендовавшей кабмину демонтировать лифты в двух надземных переходах через улицу Танковую, стоит подпись Рифата Ганибаева, возглавляющего ТРО Всероссийского общества инвалидов «Общество инвалидов РТ». В своем иске в интересах 12-летнего сына-инвалида отец мальчика просит «признать незаконным бездействие исполкома Казани, выраженное в необеспечении доступности объекта транспортной инфраструктуры, и обязать устранить нарушения». 15 декабря Вахитовский райсуд рассмотрел иск Никишина и в удовлетворении его требований отказал. При этом судья Гузелия Аюпова руководствовалась ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи c ратификацией конвенции о правах инвалидов». В ней сказано, что требования доступной среды для инвалидов распространяются только на объекты, введенные в эксплуатацию после 1 июля 2016 года или прошедшие реконструкцию. Мосты же через ул. Танковую на остановках «Ул. Карбышева» и «Ул. Комарова» были построены еще в 1982 году и реконструкции, по мнению судьи, не подвергались.
Юрий Никишин обжаловал это решение в Верховном суде РТ. Его апелляция была рассмотрена коллегией по административным делам 8 мая этого года. Решение районного суда было отменено на том основании, что два надземных пешеходных перехода через улицу Танковую, по мнению судей ВС РТ, были именно реконструированы в 2012 году «путем монтажа на данных объектах подъемных платформ с обустройством шахт лифта». Но судья Вахитовского райсуда Аюпова при повторном рассмотрении иска снова отказала отцу ребенка-инвалида, оспорив с помощью п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ аргумент старших коллег, что установка лифтов в надземных переходах является их реконструкцией. Согласно кодексу, реконструкция объектов капитального строительства - это изменение его параметров (высоты, количества этажей, площади, объема). А в представленных суду ответчиком немногочисленных документах (оказалось, что проектная документация по данному контракту, запрошенная судом в ГИСУ РТ, уничтожена в связи с истечением сроков хранения) ни о какой реконструкции речи не идет, используется лишь понятие «оборудование переходов подъемными платформами». В общем, раз не было реконструкции - никто не обязан ставить лифты.
Сейчас Верховный суд РТ принял вторую апелляционную жалобу Никишина, но Вахитовский райсуд затягивает с передачей материалов дела. - Ничего удивительного в этой ситуации нет. Все проекты в рамках программы «Доступная среда» в Казани осуществляются исключительно ради показухи, - заявил «Вечерней Казани» координатор инициативной группы «Город без преград», бывший доцент КФУ, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Искандер Ясавеев. - Например, к ЧМ-2018 власти создали очень привлекательную картинку в окрестностях «Казань-арены», чтобы приехавшие в город иностранцы подумали, что у нас цивилизованный европейский город. А улица Танковая находится вдали от спортивных объектов, от аэропорта и вокзала... Я могу назвать еще несколько адресов, где лифты в переходах не демонтировали, но они не работают. Например, на Сахарова, на Зорге. Это та самая лакмусовая бумажка, которая говорит о том, как на самом деле в Казани реализуется программа «Доступная среда». Сплошная имитация. С Ясавеевым солидарна и председатель центрального совета Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец. - Самое неприятное в этой ситуации то, что Казань постоянно приводят в пример другим регионам как столицу инновационной республики, лидера технического прорыва, где есть IT-парк, «Иннополис». А лифты для инвалидов, выходит, для нас - нечто недостижимое? - удивляется Волынец. - Да, вокруг «Казань-арены» инвалидам создали доступную среду. Но казанским болельщикам-колясочникам вход на «Казань-арену» заказан по той простой причине, что они лишены возможности туда добраться. Ведь не у всех есть родственники с транспортом, способные их привезти... Я часто участвую в рейдах «Народного фронта» и знаю, что не только два названных объекта не являются доступной средой для инвалидов. Многие пандусы, которыми номинально оборудованы наши поликлиники, зачастую не соответствуют регламентам в отношении угла подъема, высоты перил или угла поворота, так что пользоваться ими неудобно или невозможно. Я думаю, что если бы мэр Казани лично уделял внимание решению этой проблемы, то не было бы этого позорного суда, когда отец ребенка-инвалида вынужден доказывать, что его сын имеет право передвигаться по городу. Что касается решения кабмина демонтировать лифты, якобы не подлежащие восстановлению, то почему их сразу не изготовили в антивандальном исполнении? Почему, если подъемники такие дорогие, там нельзя было установить видеокамеры? На дорогах же у нас бессчетное количество камер. Сам Юрий Никишин тоже задается этими вопросами и считает доводы чиновников несостоятельными:
- Думаю, что проектная документация по установке лифтов в переходах уничтожена не случайно. Это явные признаки коррупции, так что дело «о лифтах» должно перейти из разряда административных в уголовное.Защищая интересы своего сына, отец казанского ребенка-инвалида готов дойти до Европейского суда по правам человека.
- Конвенция о правах инвалидов ратифицирована Россией 3 мая 2012 года, и мой ребенок подпадает под действие международного права, - заявил Никишин корреспонденту «ВК».
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Татарстанские власти пытаются найти свежие и оригинальные идеи. Ведутся попытки понять, как сохранить и приспособить уникальный объект к современному использованию.
В России снова выбирают объект для размещения на банкноте. На купюре в тысячу рублей появится символ Поволжья.
Силовики в связке с Роспотребнадзором очистили город от микродозинга мухоморов и теперь ломают голову над энергетическими ингаляторами.
В России перекрывают мошеннические схемы по регистрации несуществующих детей. Рожать дома никто не запрещает, но есть несколько «но».
В следующем году все объекты размещения туристов должны будут получить классификацию. Такой подход повысит качество предоставляемых услуг, считают эксперты. Конкуренцию выдержат не все.