Общество
Автор материала: -

Казанские чиновники озаботились особенностями конфессиональных похорон

Казанские чиновники озаботились особенностями конфессиональных похорон

Автор фото:

Разделить покойников по религиозному признаку решили в горисполкоме. Как известно, обрести последний приют в Казани давно уже непросто в силу дефицита мест на кладбищах. На фоне глобальной нехватки некрополей чиновники всерьез озаботились обустройством вероисповедальных кладбищ, на которых «захоронение умерших другой веры не допускается».Гремучую смесь канцеляризмов с религиозными догмами представляет из себя созревший в недрах казанского исполкома проект постановления «Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ». Как поясняется в проекте, вмешаться в столь деликатную сферу чиновников сподвигло стремление «защитить право верующих жителей г. Казани быть погребенными рядом с захороненными той же веры по соответствующим религиозным канонам». А чтобы, не дай бог, на вероисповедальном кладбище не похоронили «чужака», то есть представителя другой конфессии, авторы проекта в лучших бюрократических традициях предлагают для начала заручиться «заявлением установленного образца» (то ли от родственников усопшего, то ли от него самого?), а затем предписывают сделать соответствующую отметку на заявлении присутствующему на похоронах священнослужителю - дескать, подтверждаю, усопший был истинным мусульманином (православным, иудеем и пр.) Дата. Подпись.В МОГИЛУ - ПО «ПОРЯДКУ»Далее авторы, представляющие орган муниципальной власти, в деталях расписали особенности национальных, вернее, конфессиональных похорон - начиная от времени погребения до размеров могилы и указания, в какую сторону покойного класть головой. Казалось бы, подобную информацию гражданам сподручнее было бы получить от своих духовных пастырей, но светские чиновники решили взять этот труд на себя.К примеру, из «Порядка...» можно узнать, что мусульман и иудеев хоронят с восьми утра, а православных - не раньше 10.00 и что погребение после 16.00 ни одной из этих религий не разрешается. Рекомендуемый размер могилы для представителей всех трех конфессий составляет 1,2 х 2,2 м, но в принципе «зависит от телосложения умершего».На мусульманском кладбище, согласно «Порядку…», запрещается хоронить террористов, умерших от алкогольного и наркотического опьянения, а также «совершивших при жизни тяжкие аморальные преступления» (интересно, как покойных предполагается проверять на соответствие данному требованию – неужто на кладбище запросят справку из суда?)…На православном же кладбище «Порядок…» запрещает «распивать спиртные напитки, лить водку на могильный холм, оставлять на могиле рюмку и еду». В принципе правильно: православные батюшки не одно столетие пытаются втолковать своей пастве, что погост не место для алкогольных возлияний, но народ продолжает «поминать по-христиански»…Кроме того, «Порядок…» не рекомендует представителям разных конфессий «устанавливать дорогие монументы и надгробия в целях предотвращения зависти и неправильного толкования со стороны посетителей».ЗАКОНЫ ШАРИАТА ПОБЕДИЛИСправедливости ради надо сказать, что «Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ» появился не на пустом месте, а можно сказать, по требованию времени. Несколько лет назад в Казани разразился громкий скандал. Один из чиновников горисполкома, не будучи особо религиозным человеком, похоронил отца, согласно его завещанию, на мусульманском кладбище близ Самосырово, находящемся в ведении Казанского мухтасибата. И каково же было возмущение чиновника, когда отцовский портрет, который он разместил на могильном памятнике, испортили, - ведь по законам шариата изображать людей на надгробиях запрещено. Чиновник потребовал найти управу на священнослужителей, которые диктуют свои порядки на кладбище, в прокуратуре и в суде: дескать, мы пока в светском государстве живем, почему тогда должны подчиняться законам шариата? В итоге в 2012 году Советский райсуд Казани признал – вероисповедальное мусульманское кладбище по закону имеет право быть, а городская власть виновата в том, что недоглядела: порядок деятельности мусульманского кладбища при мечети Аль-Марджани нигде не прописан и народ о нем плохо информирован. Обвинив исполком в бездействии, суд обязал чиновников срочно определить кладбищенский порядок по согласованию с мухтасибатом.И вот – не прошло и трех лет, как исполком выдал требуемый «Порядок…», касающийся не только мусульманских кладбищ. Как сообщили корреспонденту «Вечерней Казани» в пресс-службе исполкома, сейчас документ «проходит стадию согласования с религиозными объединениями».СУЕТА СУЕТПравда, представители духовенства, как выяснилось, пока не в курсе, что чиновники решили, что называется, «прийти со своим уставом в их монастырь». Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман РТ Ахмад хазрат Халиков ответил на наш вопрос, что «этот документ в ДУМ не поступал», и посоветовал обратиться в Казанский мухтасибат - может, там его читали…В мухтасибате беседовать с корреспондентом уполномочили юриста религиозной организации Гузель Гиматдинову. Она заявила, что вероисповедальные кладбища в принципе нужны, но удивилась идее требовать у священнослужителей отметки-рекомендации для захоронения верующих на «заявлениях установленного образца»: «Достаточно волеизъявления умершего, переданного через его близких».Руководитель информационного отдела Татарстанской митрополии иеромонах Филарет заявил корреспонденту «ВК», что их мнения о проекте «Порядка…» никто не спрашивал. И что в митрополии не видят нужды в организации кладбищ строго по религиозному признаку.- Сложно и затратно сейчас человека похоронить, - заметил отец Филарет. - Для христиан в плане поминовения важна соборная молитва, но совсем не принципиально, чтобы христианин покоился в окружении только христиан. Напротив, у нас традиционно хоронили супругов, детей и родителей вместе, не деля на верующих и неверующих.Относительно прописанной в проекте рекомендации не устанавливать на могилах дорогие монументы представитель митрополии заметил, что посторонним вряд ли уместно указывать родственникам, какой памятник ставить близкому человеку: «Дорогой или недорогой памятник - понятие субъективное».В целом же, сделал вывод отец Филарет, в инициативе горисполкома усматривается «доля поспешности», ненужные сложности и излишняя в делах похоронных суета.Отметим, что согласно разработанному «Порядку…» в Казани предусматривается не только создание вероисповедальных кладбищ, но придание такого статуса действующим кладбищам. К примеру, как сообщили нам в исполкоме, рассматривается вопрос о придании статуса вероисповедальных «русской» и «татарской» части кладбища в Салмачах. Интересно, а не соответствующих новому статусу покойников будут переносить? И куда в таком случае деваться атеистам, тем более что строительство крематория в Казани постоянно откладывается на неопределенный срок?